Сведения об образовательной организации
Ректорат
Ученый Совет
Институты
Программа стратегического развития
Доступная среда
Филиалы
Музейный комплекс
Сведения о доходах
Ботанический сад
Санаторий-профилаторий
Наш университет
Документы
Противодействие терроризму
Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда»
Олимпиада по биологии
Межотраслевой институт дополнительного образования (МИДО)
Центр содействия трудоустройству выпускников и практической подготовки студентов
Научно-производственный центр
Библиотека
Колледж автоматизации лесопромышленного производства
Карта сайта
Контакты
Главная | Почта | English | Версия для слабовидящих

Развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров

С момента своего создания Санкт-Петербургский Лесной и межевой институт выпускал лесоводов - специалистов с высшим образованием для лесного хозяйства России, но их количество не удовлетворяло потребности в кадрах развивающегося лесного хозяйства страны. В связи с этим в 1858 г. при институте были организованы специальные курсы лесоводства, на которые принимались лица с законченным университетским образованием. Так было положено начало существующей и сейчас системе переподготов ки кадров в лесных отраслях. Общий срок обучения на курсах составлял 17 месяцев: на теоретический курс отводилось 7 месяцев, на практическое обучение в Лисинском учебном лесничестве - 10.
В последующем курсы лесоводства были преобразованы в Лесную академию, которая после закрытия Лесного и межевого института, должна была стать единственным в России высшим лесным учебным заведением. Срок обучения в академии был определен в 2 года, однако просуществовала она недолго, дав единственный выпуск в 1865 году.
За этот период курсы лесоводства и Лесную академию закончили 126 человек. Среди выпускников академии мы можем назвать выдающихся в последующем ученых-лесоводов. Это М.Е.Попов - автор книги «Лесная технология», В.М.Пеньковский - автор многотомного труда «Деревья и кустарники Европейской России, Кавказа, Сибири», М.К.Турский - классик русского лесоводства, автор многочисленных трудов в области лесоводства и лесоустройства и др.
В феврале 1912 года по решению директора Лесного департамента при Императорском лесном институте были открыты образовательные курсы для лесничих, которые просуществовали до 1914 года и были по сути первыми курсами повышения квалификации специалистов лесного хозяйства. Особая и значительная роль в организации курсов принадлежит проф. Г.Ф.Морозову, который активно участвовал и в учебном процессе. На курсах читались лекции по различным вопросам лесного хозяйства и новым достижениям науки и техники. Более того, слушатели курсов были обязаны по возвращении на место работы делать соответствующие сообщения об услышанном своим коллегам по работе.
В работе курсов участвовали выдающиеся ученые лесного института -Д.М.Кравчинский, Н.А.Холодковский и др.
Идея расширения лесного образования возникла в Императорском Лесном институте еще в начале XX века. Лучшие ученые Лесного института И.П.Бородин, М.М.Орлов, В.Д.Огиевский, А.П.Тольский, Г.Ф.Морозов и др. способствовали распространению естественнонаучных знаний в России: читали общедоступные публичные лекции, издавали научно-популярные книги и статьи, участвовали во многих известных энциклопедических изданиях, создавали различные курсы и кружки, проводили научные экскурсии, всей своей деятельностью способствовали демократизации науки, распространению ее в народных массах.
После Октябрьской революции также ощущалась острая нехватка кадров лесных специалистов и необходимость скорейшей их подготовки.
На 2-м Всероссийском съезде лесоводов по докладу почетного председателя съезда профессора Г.Ф.Морозова секция по лесному образованию
вынесла резолюцию, в которой говорилось «... для ускорения выпусков из Лесного института лесных инженеров и технологов предоставить право ускоренного прохождения курсов лесотехнического факультета ранее окончившим Петроградский и Ново-Александрийский институты ученым лесоводам, а также инженерам разной специальности, для чего просить Лесной институт разработать соответствующие этой цели временные учебные планы и другие стороны этой настоятельно необходимой меры», т.е. речь шла о переподготовке кадров для лесной отрасли.
В дальнейшем, по инициативе ученых Лесного института, одобренной наркомом по просвещению А.В.Луначарским, были организованы и курсы техников для лесного хозяйства и торфоразработок. В задачи выпускников входили: учет и эксплуатация лесов в связи с расширившимися работами по рубке и возобновлению лесов; исследование и устройство лесов Севера, Урала и Сибири; организация лесного хозяйства в новых советских предприятиях на основе передовых методов и технологий использования леса и доставки его на внутренние и заграничные рынки.
Срок обучения на курсах был установлен 3 месяца. Учебный план рассчитан на 480 часов, из них 200 часов лекций и 280 часов практических занятий. В содержание курса входили основные понятия о лесной природе, лесоводственные свойства древесных пород, основы лесоводства, учет древесины, лесная съемка и черчение планов, разработка леса, водный, сухопутный и гужевой транспорт леса, топливное дело, основной закон о лесах.

С 1929 года Лесной институт переименовывается в Лесотехническую академию. К тому времени он стал многопрофильным вузом, выпускающим специалистов для лесного хозяйства, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Практически с этого времени начинается и новый этап в деле переподготовки и повышения квалификации специалистов для лесной отрасли.
В 1934 году на базе существовавшего в академии факультета особого назначения был организован Ленинградский институт повышения квалификации руководящих инженерно-технических кадров лесной промышленности (ЛИПК) с филиалами в Москве, Архангельске, Свердловске, Красноярске и Гомеле. Впоследствии из них также были созданы институты повышения квалификации.
С началом Великой Отечественной войны начался новый этап в жизни страны, города Ленинграда и академии. Многие ученые и сотрудники академии ушли на фронт или эвакуировались, но многие остались защищать свой город.

В блокадном Ленинграде в стенах академии был налажен выпуск 27 видов продукции для фронта и города. В лабораториях и мастерских академии готовили горючую смесь для противотанковых бутылок хлороформ для наркоза, наладили выпуск витамина С и каротина из хвои, производили пиломатериалы, строительные детали и многое другое.
Производство этой продукции требовало высококвалифицированных кадров. Для обучения и повы- шения квалификации новых кадров были организованы краткосрочные курсы, на которых ученые и сотрудники академии читали рабочим лекции и вели практические занятия по химической технологии и технологии деревообработки. Таким образом, даже в период войны в академии продолжилась работа по переподготовке и повышению квалификации кадров.
Возвращаясь к ЛИПКу, следует отметить, что с 1934 по 1959 гг. институт повышения квалификации организационно был обособлен от академии и его структура неоднократно менялась и даже существовали два самостоятельных института повышения квалификации: один - для работников лесного хозяйства (директор И.В.Колосов), другой - для работников деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (директор В.С.Карельский). В 1959 году они были объединены и директором института стал И.В.Колосов. Являясь самостоятельными организациями, институты повышения квалификации были неразрывно связаны с академией. Слушатели занимались в академических аудиториях и лабораториях, значительная часть преподавателей была сотрудниками академии, а преподаватели академии вели занятия со слушателями ЛИПКа.
С апреля 1961 года Ленинградский институт повышения квалификации был включен в состав академии в виде отделения повышения квалификации (ОПК). До 1961 года одновременно с ЛИПК повышением квалификации работников лесной, лесоперерабатывающей промышленности и лесного хозяйства занималась и академия.

С 1949 по 1953 г. при академии были организованы трех- и четырехмесячные курсы повышения квалификации техников лесного хозяйства, а также двухгодичное и одногодичное отделения повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Прошедшие через курсовое обучение работники лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности внесли существенный вклад в техническую реконструкцию и развитие этих отраслей.
С 1947 года создавалась библиотека для слушателей курсов повышения квалификации, которая впоследствии стала отделом фундаментальной библиотеки академии. Около 40 лет заведующей отделом проработала З.Б.Со-сина, создавшая библиотечный фонд с первой книги.
Контингент слушателей комплектовался из директоров, главных инженеров, главных технологов, начальников цехов, старших экономистов плановых отделов и других инженерно-технических работников и специалистов предприятий. При этом в каждом новом наборе слушателей насчитывалось все больше работников с высшим и средним специальным образованием, удельный вес которых в 1965 году достиг 90%. В процессе обучения слушатели ОПК, посещая лекции и практические занятия, проводимые как в лабораториях академии, так и на передовых предприятиях и в научно-исследовательских институтах, знакомились с новейшими достижениями науки, техники, технологии и экономики в своей отрасли производства. Они выполняли выпускную работу по специальности, сдавали экзамены.
Об эффективности повышения квалификации свидетельствует тот факт, что в эти годы свыше 50% выпускных работ рекомендованы государственными экзаменационными комиссиями для внедрения в производство. Слушатели принимали активное участие в жизни академии, выступали на научных конференциях и перед студентами с лекциями, рассказывали об опыте работы, условиях труда и жизни на своих предприятиях.

В январе 1975 года на основании приказа Минлеспрома СССР и Минвуза СССР отделение повышения квалификации было реорганизовано в факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов (ФПК). В этом же году в академии на основании приказа Минвуза СССР был открыт и факультет повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений по общеобразовательным и специальным дисциплинам, таким как: «Черчение», «Электротехника», «Техническая механика». Преподавательскую работу на этих факультетах вели ведущие ученые и преподаватели академии. Практически все они прекрасно знали предприятия отрасли, являясь руководителями и ответственными исполнителями научных работ, выполняемых по договорам с предприятиями. Поэтому занятия строились на основе их глубоких теоретических и практических знаний. Слушатели постоянно отмечали высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава факультетов повышения квалификации.
Перестройка и реформирование экономики страны, начавшиеся в 1985 г., сказались и на деятельности ФПК. Несмотря на все трудности этого периода руководство академии приняло мудрое решение: сохранить одно из важных направлений образовательной деятельности вуза - систему повышения квалификации как элемент общей системы непрерывного образования.
В этот период на факультете на основе требований времени и рынка образовательных услуг менялись подходы к формированию контингента слушателей, выбору форм учебного процесса, направлений образования. Наряду с обучением непосредственно в академии, формировались учебные группы на базе предприятий, что позволяло повысить квалификацию значительно большему числу работников конкретного предприятия.
В этот период возрос интерес к экономическим направлениям - «Экономика предприятий», «Управление предприятием», «Бухгалтерский учет и аудит» и др. По договору с крупным производственным объединением «Севзапмебель» была организована учеба по экономическому циклу директоров мебельных предприятий Ленинграда и области. В работе этих учебных групп принимал активное участие проф. А.П.Петров, один из ведущих экономистов отрасли. Его лекции по рыночной экономике пользовались заслуженным интересом слушателей.
Академия, обладая богатым интеллектуальным потенциалом и многолетним опытом организации учебного процесса в системе повышения квалификации, разрабатывала новые направления обучения. Так, была организована подготовка руководителей и начальников штабов ГО и ЧС, руководителей служб радиационного и дозиметрического контроля предприятий
по направлению «Безопасность жизнедеятельности» и по программе «Предупреждение и ликвидация последствий ГО и ЧС». К учебному процессу в этих группах привлекались ведущие специалисты-практики из МЧС России, Главного Управления по делам ГО и ЧС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В это же время на факультете работает постоянно действующий семинар по проблеме «Безопасность и защита детей и подростков в экстремальных ситуациях», с участием Министерства образования Ленинградской области, городского отдела народного образования Санкт-Петербурга и Комиссии по работе с подростками Глав администрации районов Санкт-Петербурга.

В конце XX века с особой остротой встают вопросы, связанные экологией и охраной окружающей среды. Этой проблеме были посвящены, организованные на факультете повышения квалификации семинары для руководителей и специалистов национальных парков России по темам «Ведение хозяйства в особо охраняемых природных территориях» и «Организация туризма в национальных парках РФ».

В этих семинарах принимали участие ученые и специалисты академии, СПбНИИЛХ, Комитета по туризму при Мэрии Санкт-Петербурга, Европей
ского института леса, руководители министерств Финляндии, представители консульств ряда зарубежных стран.
Лесотехническая академия активно участвует в развитии международного сотрудничества в области лесного образования и науки, в том числе и по вопросам повышения квалификации. На факультете накоплен определенный опыт переподготовки иностранных граждан. Этому способствуют прочные контакты с университетами Финляндии, Швеции, Германии и Голландии.

В 1997 году факультет вновь объявляет набор слушателей на профессиональную переподготовку. Слушателями этого вида обучения, как правило, являются лица, имеющие непрофильное высшее образование. По окончании обучения, которое длится 1,5 года, выдается государственный диплом, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности. Такую подготовку прошли, например, руководители Водлозерского национального парка (Карелия) по специальности «Экономика и управление на предприятиях лесного комплекса», директора лесхозов Новгородской области по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство». Несколько десятков человек получили второе высшее образование по специальности «Бухгалтерский учет и аудит» и «Лесное и лесопарковое хозяйство».
В последующие годы на факультете проводилось широкомасштабное повышение квалификации руководителей и специалистов лесного хозяйства Ленинградской области. Это директора лесхозов, главные лесничие и специалисты отрасли. Слушатели изучали лесную политику и лесное право, вопросы государственного управления лесным хозяйством, экономику лесного хозяйства в рыночных условиях, осваивали персональные компьютеры.
Начиная с 1999 года факультет активный участник международных, российских образовательных и отраслевых выставок. Участие в выставках отмечено грамотами и дипломами.

В 2002 году в академии на базе факультета повышения квалификации и переподготовки кадров был создан Координационный Совет, целью работы которого является организация и координация совместных действий академии и предприятий в вопросах подготовки и переподготовки высокопрофессиональных кадров для предприятий лесного комплекса региона. В состав Совета вошли руководители отраслевых предприятий, отраслевой науки Северо-Запада России, и ведущие преподаватели лесотехнической академии.
В 2006 году, в результате проведения реструктуризации подразделений СПбГЛТА, "Факультет повышения квалификации " имеет в своем составе на два подразделения: Центр повышения квалификации и переподготовки кадров и Учебный центр по экологической безопасности.

 
Официальный сайт
© Лесотехнический университет.
Все права защищены.23
E-mail: info@spbftu.ru
О вузе | Наука | Обучение | Поступление | Международное сотрудничество | Студенческая жизнь