Новости
Отдел по воспитательной работе и молодёжной политике
Творческие коллективы
Студенческое самоуправление
Команда КВН «Вне Дома»
Студенческие отряды
Волонтерское движение
Студенческий городок
Воспитание через спорт
«Дух Петербурга»
Главная | Почта | English | Версия для слабовидящих

Автомобильный спорт в Санкт-Петербургском Государственном лесотехническом университете (СПбГЛТУ).

История и современность.

 

Автомобильный спорт начал развиваться в нашем вузе в 1974 году, в то время Ленинградской ордена Ленина лесотехнической академии им. С.М. Кирова. На бывшую в составе лесомеханического факультета (ЛМФ) кафедру эксплуатации и ремонта машин пришел работать выпускник Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ) Эдвард Георгиевич Сингуринди, который к тому времени был мастером спорта международного класса, двукратным Чемпионом СССР по авторалли, победителем и призером многих других крупных соревнований, в том числе международных, а также старшим тренером сборной команды Ленинграда по авторалли.

При поддержке и под руководством зав. кафедрой эксплуатации и ремонта машин, профессора, д.т.н. Прохорова Владимира Борисовича было создано отделение форсирования двигателей лесотранспортных и спортивных автомобилей, на котором вместе с Э.Г. Сингуринди работали доцент, к.т.н. Романенко Владимир Иванович и зав. лабораторией кафедры Тольский Кирилл Георгиевич.

Образовался сплоченный коллектив энтузиастов автоспорта, большинство которых работало на общественных началах. Работа под руководством высококвалифицированных инженеров и опытных спортсменов стала хорошей школой профессиональной подготовки для студентов академии. Многие студенты ЛМФ выполняли курсовые и дипломные проекты по тематике работы лаборатории. Опубликованная в 1974 году издательством ДОСААФ книга Сингуринди Э.Г. "Подготовка автомобильных двигателей к соревнованиям" была популярным учебно-методическим пособием не только для студентов ЛТА, но и для многих спортсменов и автомобилистов в нашей стране.

В 1976 году отделение получило статус лаборатории в соответствии с приказом ректора академии. В результате выполнения большой научно-исследовательской работы по договору с Московским автомобильным заводом (АЗЛК) был разработан и изготовлен двигатель с рабочим объемом 2 л. (на базе стандартного двигателя УМЗ-412) для перспективного автомобиля "Москвич".

Энтузиазм и инициатива поклонников автоспорта получили поддержку ректора академии, профессора Киприанова Алексея Ивановича, заведующего кафедрой физического воспитания и спорта Лященко Николая Ильича и многих общественных организаций. Руководители ДОСААФ и Федерация автоспорта Ленинграда оказывали лесотехнической академии организационную, методическую и материальную помощь.

Спортсмены академии в 1976 году начали тренировки и подготовку к соревнованиям, имея 3 автомобиля ВАЗ-2101, выделенные городским комитетом ДОСААФ. 1977 год ознаменовался первым крупным выступлением команды ЛТА во Всесоюзном авторалли "Невская застава", где в упорной борьбе было завоевано первое место. В том же 1977 году Э.Г. Сингуринди стал тренером сборной команды СССР по авторалли, продолжая одновременно выполнять функции старшего тренера сборной команды Ленинграда и тренера команды ЛТА по авторалли.

Важным событием в жизни автоспорта не только в ЛТА и Ленинграде но и в нашей стране в целом стал выход в свет в 1978 году книги Сигуринди Э.Г. "Авторалли", где впервые в нашей стране была опубликована методика составления и применения скоростной стенограммы, без которой невозможно достигать высокого результата в современном авторалли. Сегодня эта книга является бестселлером. В 1980 году Э.Г. Сингуринди защитил кандидатскую диссертацию, в том же году ему было присвоено звание заслуженного тренера РСФСР.

В начале 1979 года приказом Министерства Высшего и Среднего образования РСФСР на базе общественной секции ЛТА было создано межвузовское отделение спортивного совершенствования по автоспорту. В это же время приказом ректора ЛТА межвузовскому отделению было предоставлено помещение бывшего химсклада и 4 штатных единицы сотрудников, что стало новым существенным импульсом развития автоспорта в академии. В секцию пришли многие студенты других вузов, а также школьники и учащиеся ПТУ.

В конце 1981 года бывший склад преобразился в 2-х этажное здание с учебными классами, преподавательской комнатой, боксами для технического обслуживания и ремонта спортивных автомобилей, комнатой отдыха и другими бытовыми помещениями. Все это было создано в основном руками студентов и сотрудников академии на общественных началах. Большой вклад в эту стройку внесли: проректоры ЛТА по административно-хозяйственной работе Смоляков Анатолий Федорович, Вилкин Владимир Семенович и Позняховский Александр Николаевич, инженер-строитель Меркушев Сергей, заведующие лабораторией Рулев Олег, Денисов Александр и Соколов Александр, студент Воронов Сергей, закончивший в 1983 году ЛМФ и ставший инженером, лаборант Воронова Ольга, студенты ЛТА Пухтенко Юрий, Галкин Виталий, Ястребов Константин, Середюк Борис, Рогальский Валерий, Клименко Юрий, Цветков Александр и многие другие.

Укрепилась материальная база отделения, появились несколько автомобилей для выступлений на соревнованиях, автомобили для учебно-тренировочных занятий, технического и медицинского обслуживания тренировок и соревнований. С этого времени отделение автоспорта ежегодно получало через систему ДОСААФ по 2-3 новых стандартных автомобиля (Жигули-Лада), на базе которых строились спортивные автомобили.

Большое внимание стало уделяться физической и психологической подготовке спортсменов, впервые в нашей стране в подготовке к соревнованиям на межвузовском отделении автоспорта ЛТА принимали участие психологи высокой квалификации. Была разработана и успешно применена методика идеомоторной и аутогенной тренировки спортсменов.

На снимке студент ЛМФ Ястребов Константин проходит психологическое тестирование

На отделении было подготовлено несколько судейских бригад, которые профессионально обслуживали многие крупные соревнования по автоспорту, в том числе Чемпионаты СССР. В 1982 издательством ДОСААФ была опубликована первая часть книги Э.Г. Сингуринди «Автоспорт», которая была рекомендована в качестве учебника для институтов физической культуры. В этой книге обобщен богатый опыт автора, как профессионального автогонщика, педагога и тренера.

Планомерная учебно-методическая работа и спортивные тренировки приносили свои плоды. В 1981 и 1982 годах команда ЛТА завоевывала 2 место на Чемпионате Ленинграда по авторалли. С 1983 по 1988 годы сборная команда ЛТА 6 раз становилась Чемпионом Ленинграда по авторалли и 4 раза побеждала на Всесоюзных соревнованиях.

На снимке Воронов Сергей на горной трассе Чемпионата СССР

Сборная команда ЛТА 5 раз побеждала на Чемпионате города и 2 раза на Всесоюзных соревнованиях по трековым и ипподромным гонкам. На снимке (ниже) Галкин Виталий лидирует в одном из заездов трековых гонок (мототрек в городе Ленинграде на ул. Жака Дюкло). В настоящее время ГСТЦ РОСТО «Мототрек» возглавляет бывший воспитанник отделения автоспорта ЛТА, член сборной команды Ленинграда по авторалли, мастер спорта международного класса Виктор Балакан. На территории мототрека проводятся Чемпионаты вузов по спортивному автомногоборью, а также многочисленные соревнования по ралли-спринту и трековым гонкам.

В настоящее время ГСТЦ РОСТО «Мототрек» возглавляет бывший воспитанник отделения автоспорта ЛТА, член сборной команды Ленинграда по авторалли, мастер спорта международного класса Виктор Балакан. На территории мототрека проводятся Чемпионаты вузов по спортивному автомногоборью, а также многочисленные соревнования по ралли-спринту и трековым гонкам.

На снимке Галкин Виталий лидирует в одном из заездов трековых гонок.

Победителями и призерами Чемпионатов Ленинграда, Всесоюзных и международных соревнований неоднократно становились Денисов Александр, Шаповалов Николай, Балакан Виктор, Воронов Сергей, Гоголев Михаил, Самушия Джимми, Александров Борис, Жидков Виталий, Гроховская Галина, Вержиковская Маргарита, Розенблит Леонид и Елена, Пухтенко Юрий, Галкин Виталий, Чизмар Юрий, Купар Николай, Симискар Эдуард, Дерюгин Александр, Цветков Александр, Меркурьев Андрей, Евдокименко Эрик, Дикарев Константин, братья Ястребовы Константин и Игорь, Трофимов Сергей, Лурсманашвили Леван (Дото) и другие воспитанники отделения автоспорта.

В 1985 году после посещения отделения автоспорта Председатель ЦК ДОСААФ СССР адмирал флота Егоров Г.М. вручил почетный Знак ЦК ДОСААФ ректору ЛТА Киприанову А.И. за плодотворную профессионально-прикладную подготовку и военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи средствами и методами автоспорта.

На снимке слева-направо: А.И. Киприанов, Г.М. Егоров, Э.Г. Сингуринди.

Спонсорскую поддержку команде ЛТА оказывал Петродворцовый часовой завод, реклама которого на спортивных автомобилях была разработана и реализована Сергеем Залегаллером, выпускником факультета МТД.В 1986 году вышла в свет вторая часть книги Э.Г. Сингуринди «Автоспорт», в том же году Эдвард Георгиевич защитил докторскую диссертацию, а в 1988 ему было присвоено ученое звание профессора, так одна из его кличек «профессор» стала объективной реальностью. С 1989 по 2001 год Э.Г. Сингуринди заведовал кафедрой физического воспитания и спорта ЛТА.

Раллийный экипаж в составе Галины Гроховской и студентки ЛИФ Маргариты Вержиковской стал победителем на этапе Чемпионата Европы 1988 года в Болгарии и призером на этапе Чемпионата мира в Финляндии в женском зачете в 1989 году.

Несмотря на полностью прекратившееся финансирование и развал системы ДОСААФ в 1991 году, раскрученный «маховик» отделения некоторое время способствовал достижению заметных успехов команды ЛТА в автоспорте. В 1992 году Денисов Александр и студент ХТФ Шаповалов Николай стали обладателями Кубка Европы по авторалли в зачетной группе спортивных автомобилей с рабочим объемом двигателя до 1600 куб. см.

Изменилось имя города, вернее было восстановлено его первое историческое имя - Санкт-Петербург. Наш вуз стал именоваться «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С.М. Кирова» (СПбГЛТА). В новых условиях учебно-тренировочный процесс был ориентирован на профессионально-прикладную подготовку студентов академии. Руководство отделения вынуждено было прекратить прием в секцию школьников и студентов других вузов.

В 1993 году была подготовлена учебная программа специализации «Автоспорт» для студентов всех факультетов и специальностей академии. Учебные группы формировались в соответствии с интересами студентов, занятия проводились по расписанию кафедры физического воспитания и спорта. Вместе с тем сохранились группы спортивного совершенствования в рамках спортивного отделения.

Спортивная составляющая работы отделения была направлена, в основном, на развитие малобюджетных массовых видов автоспорта, таких как спортивное и прикладное автомобильное многоборье, фигурное вождение (скоростное маневрирование), ралли-спринт и др.

Ежегодно проходили и проходят в настоящее время профессионально-прикладную подготовку на отделении автоспорта от 90 до 120 студентов 3 и 4 курсов ЛМФ, ЛИФ и ФМТД. Большое внимание уделяется прикладной направленности автоспорта на обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), психологическому тестированию студентов и специальной физической подготовке. При непосредственном участии Э.Г. Сингуринди подготовлен профессиональный видеофильм «Добрые дороги», который является эффективным учебно-методическим пособием.

Регулярно проводятся тренировки и соревнования на первенство секции, Выборгского района СПб и межвузовские соревнования. Начиная с 1998 года ежегодно проводятся официальные Чемпионаты вузов Санкт-Петербурга по спортивному и прикладному автомногоборью и ралли-спринту. Чемпионами вузов Санкт-Петербурга становились Бойков Николай (1998, 2002, 2003 годы), студент ЛМФ Бойков Алексей (1999 год), студент МТД Скворцов Сергей (2000 год), студент ЛМФ Бородулин Иван (2002 год), студент ЛМФ Монахов Сергей (2004, 2005, 2006 годы), студент ФМТД Воронов Дмитрий (2009, 2010 годы), студент ЛИФ Быков Сергей (2011 год).

Борьбу за победу на Чемпионатах вузов в личном зачете за 14 лет студенты ЛТА проиграли только 2 раза. В 2007 году Чемпионом вузов стал студент СПбГПУ Крылов Алексей, а в 2008 году студент СПбГУСЭ Павлов Павел. В командном зачете студенты лесотехнической академии являются до сих пор бессменными Чемпионами вузов Санкт- Петербурга по спортивному и прикладному автомногоборью, а также ралли-спринту.

В 2001 году после длительного перерыва команда ЛТА вернулась на раллийные трассы. Студенты ЛМФ Воронов Владимир и Васильев Евгений выступили на этапе Кубка России в Сестрорецке.

На снимке экипаж ЛТА на старте.

В 2002 году Глава Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Виктор Ильич Колесников вручил отделению автоспорта ключи от автомобиля ВАЗ-2108. Этот призовой автомобиль, как награда за успехи в массовых видах автоспорта команды ЛТА, был первым новым государственным автомобилем на отделении автоспорта после 1988 года.

В 2002 году команда ЛТА (Бойков Николай, Монахов Сергей и Бородулин Иван) победила на Чемпионате Санкт-Петербурга и Ленинградской области по ралли-спринту, а в 2004 году команда ЛТА в том же составе стала Чемпионом России по автомногоборью.

В 2003 году команда ЛТА в составе: братья Вороновы Владимир и Дмитрий, студент МТД Скворцов Сергей и студент ЛМФ Самушенков Андрей выиграла соревнования на первенство Санкт-Петербурга и Ленинградской области по ралли-спринту в г. Луга.

На снимке за рулем спортивного автомобиля Дмитрий Воронов.

В феврале 2004 года в 35-ти градусный мороз в окрестностях г. Луга команда ЛТА одержала победу на этапе Кубка России по ралли спринту. В этих соревнованиях было представлено более 80 участников (на снимке ниже – на старте соревнований).

Команда ЛТА после награждения.

Студент факультета МТД Воронов Дмитрий стал серебряным призером Кубка России по авторалли 2008 года (снимок ниже).

В том же 2008 году Д. Воронов занял 3 место в зачетной группе моноприводных автомобилей на международном ралли IRC, которое стартовало на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга (фото ниже).

В 2009 году Дмитрий Воронов стал бронзовым призером Чемпионата России по авторалли и серебряным призером на этапе международного ралли IRC (на снимке ниже – на подиуме после финиша ралли в г. Выборг)

В 2009 и 2010 годах руководитель отделения автоспорта Э.Г. Сингуринди занял 1 место среди ветеранов автоспорта бывшего СССР на международном ралли на Приз Президента Литвы. В этих крупных, престижных и отлично организованных соревнованиях приняли участие известные, входившие в состав сборной команды СССР автогонщики, такие как многократные Чемпионы СССР Стасис Брунза, Еугениус Тумалявичус и др.

Профессионально снятый тележурналистом Игорем Апухтиным видеофильм об этих соревнованиях является прекрасным учебно-методическим пособием для студентов спортивного отделения и учебных групп.

В 2011 году обладателями Кубка России по авторалли в двух зачетных группах автомобилей стали Кротов Игорь и Лукьянюк Алексей.

За время существования отделения подготовлено 6 мастеров спорта международного класса, 23 мастера спорта, 48 кандидатов в мастера спорта и более 200 разрядников.

В 2012 году команда ЛТА планирует принять участие в следующих соревнованиях по авторалли: в пяти (из шести) этапах Чемпионата России; в нескольких этапах Чемпионата Эстонии; во всех этапах Кубка России, проходящих в северо-западном федеральном округе; в крупном международном ралли интерконтинентальной серии «IRC» в Ялте 14-16 сентября 2012 г. Кроме того, в сезоне 2012 планируется участие команды ЛТА в нескольких трековых и кольцевых соревнованиях Чемпионата России и Санкт-Петербурга. Традиционно ЛТА будет организатором и участником Чемпионата вузов СПб по спортивному автомобильному многоборью и межвузовских соревнований по ралли-спринту и прикладному автомобильному многоборью.

 
Официальный сайт
© Лесотехнический университет.
Все права защищены.
E-mail: info@spbftu.ru
О вузе | Наука | Обучение | Поступление | Международное сотрудничество | Студенческая жизнь