21 июля 2018 г.
логотип ЛТА
Приемная комиссия:
+7 (812) 670-92-97

Пн - Сб — с 10.00 до 17.00
Ср — с 10.00 до 19.00
Телефон для справок:
+7 (812) 670-92-46

194021, Санкт-Петербург,
Институтский пер., д. 5
E-mail:
public@spbftu.ru

История

История кафедры

Кафедра «Машины и оборудование лесного комплекса» была организована приказом ректора СПб ГЛТУ №59 о/д от 04.03.2014 года на базе кафедр «Проектирования специальных лесных машин» и «Технологии лесного машиностроения и ремонта».

Кафедра «Проектирования специальных лесных машин» (ПСЛМ) была создана в 1961 году на базе бывшей кафедры механизации лесного хозяйства.

Организовал и возглавил кафедру лауреат Сталинской премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР проф. С.Ф. Орлов.

На кафедре ПСЛМ продолжались начатые в 1950 г. коллективом кафедры тяговых машин под руководством проф. С.Ф. Орлова теоретические и экспериментальные исследования по обоснованию параметров лесосечных и лесохозяйственных машин и, прежде всего, по созданию валочно-трелевочных, валочно-пакетирующих и колесных машин, выполняющих весь комплекс работ по заготовке древесины, валке и трелевке деревьев. Уже в 1954 г. впервые в лесозаготовительной практике в Лужском лесхозе испытывались валочно-трелевочные машины фронтального типа. Параллельно велись работы по созданию на конструктивной базе трелевочного трактора амфибии для механизации работ на сплаве леса (Я.П. Петров).

Одновременно с созданием трелевочных тракторов осуществлялась совместно с лесохозяйственным факультетом (проф. М.В. Колпиков, доценты И.Н. Зарудный, И.И. Шишков) разработка технологических приемов по использованию этих машин на рубках, предусматривающих сохранение подроста или части древостоя (выборочные рубки). На основе этих работ были сделаны рекомендации производству о способах разработки лесосек, при которых сохраняется подрост или часть древостоя, обеспечивающие хорошее и надежное естественное возобновление леса. Широко применяемые в Лисинском учебном лесхозе опытные работы по выборочным рубкам в перспективе позволили получить обоснованные методы интенсификации лесного хозяйства.

Разработка теоретических основ механизации рубок промежуточного пользования и работ по возобновлению леса в содружестве с Харьковским заводом самоходных тракторных шасси и лесохозяйственным факультетом (В.В. Огиевский и И.И. Шишков) привела к созданию легкого лесного колесного трактора высокой проходимости Л-101.

Заводской опытный образец Л-101 явился первым специальным лесным колесным трактором для рубок промежуточного пользования. Его оригинальная конструкция отмечена авторскими свидетельствами. Возможность успешного применения трактора на трелевке древесины изучена в различных условиях (Л.Ф. Баранников).

Эксплуатация колесного трактора с оригинальными навесными почвообрабатывающими орудиями на лесокультурных работах исследована в Лисинском учебном лесхозе (В.К. Жуков).

Разработка и внедрение базовых гусеничных и колесных специальных лесных тракторов позволили создать тяговую основу для конструирования навесного почвообрабатывающего оборудования с целью применения его на лесокультурных работах.

С 1959 г. в ЛТА создаются и совершенствуются навесные плуги различных параметров, ротационные орудия и навесные приспособления к экскаваторам для обработки лесосек площадками (И.А. Лавров и Н.А. Тихонравов). Все это дало возможность обосновать теоретические основы комплексной механизации высокопродуктивного лесного хозяйства.

Одновременно с созданием кафедры была открыта лаборатория по проблемам механизации лесозаготовок. Предпосылками появления такой кафедры явилось широкое развертывание в стране опытно-конструкторских работ по созданию высокоэффективной лесозаготовительной техники. Решить эти задачи могли лишь квалифицированные специалисты, знакомые с методами конструирования машин. Поэтому в учебный план инженеров-механиков были введены дисциплины «Проектирование и расчет специальных лесных машин» и «Основы художественного конструирования». Целесообразность такого решения подтвердила вся последующая жизнь.

В основу курса «Проектирование и расчет специальных лесных машин» легла монография С.Ф. Орлова «Теория и применение агрегатных машин на лесозаготовках» (1963), которая не потеряла актуальности и практической значимости до настоящего времени. Одновременно на кафедре были развернуты поисковые опытно-конструкторские работы по созданию лесосечных машин нового поколения, оснащенных манипуляторами со сменными рабочими органами. В результате этих работ на Онежском тракторном заводе был осуществлен серийный выпуск бесчокерного трактора ТБ-1. У истоков его создания стояли проф. С.Ф. Орлов, доценты Ю.Г. Артамонов, С.А. Помогаев и Г.П. Дроздовский. В развитие этих работ были созданы опытные образцы валочно-пакетирующих машин с ножевым и пильным захватно-срезающими устройствами, которые в дальнейшем явились макетными образцами ныне выпускаемых валочно-трелевочных ЛП-17А, ЛП-49 и валочно-пакетирующих машин ЛП-19.

Активными разработчиками этих машин были С.Ф. Орлов, В.А. Александров, Ю.Г. Артамонов, В.М. Троязыков. Теоретические вопросы взаимодействия лесосечных машин манипуляторного типа с предметом труда — деревьями были освещены в монографии В.А. Александрова «Динамические нагрузки в лесосечных машинах» (1984). В 1964 г. на кафедре были начаты работы по созданию легких лесохозяйственных колесных тракторов на базе сельскохозяйственных. В этот период были разработаны и принято решение о серийном выпуске тракторов Т-40Л (1974), ТЛ-28 (1975) и ЛКТ-80 (1977). В разработке этих машин активное участие принимали С.Ф. Орлов, А.Н. Жингаровский, И.Я. Лямин, С.Ф. Козьмин, Л.Ф. Баранников, Э.М. Гусейнов, В.А. Александров, А.Ф. Харитонов. Одновременно с научно-исследовательскими работами в области лесозаготовок велись исследования по механизации лесовосстановительных работ. Большой вклад в дело разработки машин и орудий для подготовки почвы внесли Н.А. Тихонравов, И.А. Лавров, М.В. Ипатова, СИ. Козакова. В 1972 г. на кафедре был разработан принципиально новый способ посадки леса — дискретный. Для его реализации были созданы вначале опытные, а затем и промышленные образцы лесопосадочных машин точечного (дискретного) типа. Этот способ получил широкое распространение в стране и за рубежом. В его разработке принимали участие С.А. Помогаев, A.M. Цыпук, В.П. Дмитриев, В.И. Евсюнин, В.В. Иванов.

Учитывая актуальность механизации лесовосстановления, на кафедре в 1977 г. в рамках специальности 0519 была открыта специализация — машины и механизмы лесного хозяйства.

В 1980 г. кафедру возглавил заслуженный деятель науки и техники РСФСР проф. К.Н. Баринов. Изданная им (в соавторстве с В.А. Александровым) книга «Проектирование лесопромышленного оборудования»(1988) является основным учебным пособием для одноименной дисциплины.

Повышению качества подготовки инженеров-механиков способствовало преподавание коллективом кафедры новых учебных дисциплин и издание учебника «Моделирование технологических процессов лесных машин» (В.А. Александров, 1995).

Научно-исследовательская работа кафедры в этот период велась в направлении обоснования параметров и разработки технологического оборудования для несплошных рубок, а также машин для уборки листьев (К.Н. Баринов, Н.А. Гуцелюк, В.И. Варава.). В этот же период были продолжены работы по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов Т-25 и МТЗ-80, МТЗ-82 соответственно легкого колесного трактора, сортиментовоза-подборщика лесопромышленной модификации в содружестве с Владимирским тракторным заводом и институтом КарНИИЛП. Результатом этих работ стал выпуск опытных партий сортиментовозов ЛТ-189 и форвардеров ЛТ-190.

С 1986 г. руководство кафедрой осуществляет проф. В.А. Александров. Этот период характеризуется увеличением коллектива кафедры за счет открытия филиала при Санкт-Петербургском НИИ лесного хозяйства (1988), а также специализации по конструированию машин и механизмов лесной промышленности (1989). По данной специализации были разработаны новые дисциплины: моделирование технологических процессов лесных машин, гидропривод лесных машин, системный анализ и системы автоматизированного проектирования, подготовлено современное лабораторное, в том числе и компьютерное, оборудование и необходимое методическое обеспечение.

В 1998 г. в рамках специальности 35.03.10 была открыта новая специализация — машины и механизмы садово-паркового и ландшафтного строительства, подготовлена учебно-методическая литература. В 1988 г. было издано учебное пособие с грифом Минвуза СССР «Механизация работ в городском зеленом строительстве» (Н.А. Гуцелюк). Кафедра осуществляет подготовку бакалавров, инженеров и магистров по направлению.

На кафедре ПСЛМ защищены 4 докторские диссертации (В.А. Александров, 1983; Ч. Авдай, 1990; Д.Г.Мясищев, 2005; Гасымов Г.Ш., 2011г.) и более 50 кандидатских диссертаций, в том числе для Вьетнама — 6, Китая -1. Преподаватели кафедры выезжали в длительные командировки для оказания помощи вузам Китая (И.А. Лавров), Монголии (В.А. Александров).

В 1995 г. проф. В.А. Александров был избран в действительные члены (академики) РАЕН, а в 2003 году Указом Президента Российской Федерации ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», Правительством Монголии звание «Заслуженный лесовод МНР».

Кафедра «Технологии лесного машиностроения и ремонта» была организована в 1982 году на базе кафедры «Технологии металлов» и «Эксплуатации и ремонта».

Кафедра «Технологии металлов» была сформирована в 1930 году, а кафедра «Эксплуатации и ремонта» в 1953 году.

Кафедрой «Технологии металлов» руководил со дня ее образования доц. Г.В. Чертков, известный специалист по термической обработке цветных металлов, в 1961-1971 гг. — доц. Ю.Г. Тыминский. Основные направления кафедры: исследование температурных деформаций металлорежущих станков, Ю.Г. Тыминский); повышение износостойкости режущего инструмента (И.С. Терентьев); исследование релаксационных явлений в металлах (Я.С. Гинзбург) и др.

На кафедре разработан и внедрен в производство беспропарочный способ получения прессованной древесины (доц. В.В. Денисенко).

Вопросам повышения стойкости режущего инструмента сотрудники кафедры занимались с 1950 г. В первый период велись разработки повышения стойкости деревообрабатывающего инструмента, главным образом в направлении оптимального выбора материала и его термической обработки (М.В. Троицкая и О.М. Яковлева). Позднее, начиная с 1952 г., установилось тесное сотрудничество кафедры с Сестрорецким инструментальным заводом, выпускающим металлорежущий инструмент для машиностроительной промышленности.

На кафедре были изучены процессы резания стеклопластиков и прессованной древесины (Ю.Г. Тыминский, И.С. Терентьев, О.М. Яковлева), позволившие дать рекомендации промышленности для выбора материала режущего инструмента и его геометрии.

Основателем и первым руководителем кафедры «Эксплуатации и ремонта», был доц. А.И. Носов. Кафедра обеспечивала преподавание учебных дисциплин по эксплуатации и ремонту машин и оборудования. В 1962 г. кафедру возглавил профессор В.Б. Прохоров. В этот период на кафедре создается творческий коллектив: доценты Б.Ш. Ботвинник, А.И. Носов, В.П. Булин, В.И. Драгунович, позднее в него вошли В.В. Балихин, B.C. Гончаров, Г.А. Чернышев, В.И. Романенко.

С 1953 г. коллектив кафедры проводил исследования по четырем направлениям: рациональная организация производственных процессов на ремонтных предприятиях; комплексная механизация производственных процессов на ремонтных предприятиях; восстановление деталей; контроль качества ремонта и технического состояния машин. В 1954-1957 гг. были выполнены исследования в области применения агрегатного метода при ремонте тракторов. В 1964-1966 гг. исследовались пути специализации и кооперации ремонтных предприятий лесной промышленности. Начиная с 1956 г., были разработаны рекомендации: по восстановлению деталей по изучению условий применения маршрутной технологии восстановления деталей на малых и средних ремонтных предприятиях; по типизации технологических процессов восстановления деталей и выбору оптимальных вариантов; по применению вибродуговой наплавки и синтетических материалов при восстановлении деталей на механизированных поточных линиях; по применению электромеханической обработки и электролитического натирания; по упрочнению деталей с помощью молибдено-сульфидных соединений и др. В этом направлении были выполнены исследования и разработаны технологические процессы, включая восстановление корпусных деталей электролитическим натиранием, на Ленинградском трактороремонтном заводе (Н.И. Серебрянский); восстановление чугунных, стальных деталей, а также восстановление и упрочнение бронзовых вкладышей подшипников скольжения — на Ленинградском заводе по ремонту двигателей (В.В. Балихин); упрочнение деталей путем применения молибдено-сульфидных соединений — на Сыктывкарском авторемонтном заводе (И.И. Маликов); восстановление деталей пластической массой (В.П. Булин).

Применение комплекса режимомеров, разработанных на факультете, открыло широкие перспективы исследования машин в производственных условиях. Однако обработка опытных данных оставалась еще трудоемкой. В связи с этим, начиная с 1964 г. сотрудники факультета (К.В. Васильев, В.П. Булин, B.C. Гончаров, В.М. Прибытков и др.) параллельно проводили работы по созданию комплекса унифицированных режимомеров для различных машин и анализатора, позволяющих автоматизировать обработку статистических данных, в сотрудничестве с ЛИСИ (кафедра проф. Н.А. Бухарина), Минским авто-заводом, ЦНИИМЭ и другими организациями.

Одно из научных направлений кафедры сформировалось на основе теории производительности оборудования и труда, разработанной применительно к лесозаготовительному производству профессором В.Б. Прохоровым. В дальнейшем основные положения теории В.Б. Прохорова были развиты и нашли отражение в учебниках для лесотехнических вузов.

С 1977 по 1990 г. кафедру возглавлял проф. В.Н. Андреев. Он внес значительный вклад в становление молодых ученых, объединил усилия родственных кафедр ряда лесотехнических вузов для совместной работы в учебной, методической, научной областях.

С 1990 г. по 2010 г.кафедрой руководил проф. В.В. Балихин. Накопленный научный опыт и информация о значениях оценочных показателей операций, входящих в технологические процессы восстановления, позволил развить новые научные направления: оптимизация технологических процессов восстановления деталей при ремонте лесозаготовительных машин (1990); повышение долговечности подшипниковых узлов лесных машин применением композиционных материалов (1996); методы и средства диагностирования лесных машин после капитального ремонта (1998).

В исследовательских работах неотъемлемым элементом стала оптимизация выбора режимов обработки, что позволило перейти к оптимизации технологических процессов в целом.

По результатам научных исследований подготовлены и защищены две докторские диссертации (В.В. Балихин, И.И. Маликов) и более 70 кандидатских.

На кафедре разработаны и внедрены технологические процессы ремонта: применением графитно-пластиковых материалов взамен подшипниковых узлов из металла; плазменного напыления при ремонте отверстий в корпусных деталях и газоплазменного напыления при ремонте режущих частей машин лесного хозяйства, а также с использованием упрочняющей технологии (поверхностно-пластического деформирования, виброобкатывания); электроконтактной наплавки и наплавки с применением порошковых проволок. Внедрение проведено на заводах: Онежском тракторном, Петрозаводском ремонтно-механическом, Вологодском трактороремонтном, механическом (г. Сыктывкар), Ухтинском ремонтно-механическом, ремонтном заводе «Лес» (С.-Петербург), лесомелиоративной станции (г. Кингисепп), объединении «Электросила» и других.

За последние годы организованы новые учебные лаборатории и классы. Коллектив кафедры подготовил и издал учебник «Ремонт и техническая эксплуатация лесохозяйственного оборудования» (В.Н. Андреев, В.В. Балихин, В.И. Романенко, 1989) и более десяти учебных пособий. С 2011 по 2013годы кафедрой руководил к.т.н., доцент Кретинин Виктор Иванович, выпускник МарГУ.

WordPress Lessons