История · Лесотехнический университетЛесотехнический университет
Приемная комиссия:
+7 (812) 670-92-97

Пн - Пт — с 10.00 до 17.00
E-mail:
pricomlt@mail.ru
Отдел делопроизводства:
+7 (812) 670-92-46

E-mail:
public@spbftu.ru
Пресс-служба университета:
+7 (812) 670-93-55
E-mail:
pr@spbftu.ru

История

Вернуться на страницу кафедры лесного машиностроения, сервиса и ремонта >

 

 

История кафедры

Кафедра тяговых машин выделена из состава кафедры сухопутного транспорта леса в 1931 г. Еёруководителем был назначен проф. Е.А. Флоров. Со дня основания на кафедре работали доценты С.Ф. Орлов, Н.П. Павловский, А.И. Носов.

В 1933 г. был создан учебный кабинет и лаборатория кафедры, оснащенные автомобилями и тракторами, применявшимися в то время в лесозаготовительной промышленности, моделями узлов и механизмов машин.

В 1936/37 учебном году курс, читавшийся студентам лесоинженерного факультета, был значительно увеличен, лаборатория оснащена новым оборудованием (испытательные стенды для двигателей, комплект оборудования для ремонта машин и др.). С этого же времени кафедра начала вести дипломное проектирование, ее коллектив пополнился новыми сотрудниками (A.M. Гольдберг, М.В. Нарбут, П.П. Акимов, И.Г. Кушев, И.И. Мурзинкин и др.).Для подготовки высококвалифицированных инженеров кафедра тяговых машин в 30-е годы разработала теоретические основы новых лекционных курсов.

Разработка теории и конструкции транспортных газогенераторных установок была начата в 1934 г. коллективом кафедры тяговых машин под руководством проф. Е.А. Флорова.

Начиная с 1935 г. кафедра создает собственные конструкции газогенераторных установок для автомобилей. Их отличительной особенностью являлись оригинальные решения подвода воздуха в камеру горения с большой скоростью через сопла, расположенные в центральной части камеры или по периферии. Была также разработана система запуска двигателя на газе без применения бензина.

Автомобили с газогенераторными установками ЛТА принимали участие в сравнительных испытаниях различных отечественных и зарубежных конструкций. Опыт по конструированию газогенераторов для транспортных машин позволил работникам кафедры во время Великой Отечественной войны оказать значительную помощь промышленным предприятиям. Так, на уральских деревообрабатывающих заводах было оборудовано газогенераторами упрощенной конструкции значительное число лесовозных и грузовых автомобилей. Это позволило использовать на внутризаводских транспортных работах фактически законсервированный из-за отсутствия бензина автомобильный парк. В блокированном Ленинграде, а затем в центральных районах страны, на вывозке древесины были широко внедрены газогенераторы на лесовозных автомобилях (A.M. Гольдберг) и сплавных судах (Я.П. Петров). На сибирских реках моторный флот сплавных предприятий был также оборудован газогенераторными установками (под руководством Л.В. Росса).

Систематизация основ теории и работ по экспериментальному исследованию двигателей нашла отражение в книге A.M. Гольдберга «Двигатели лесотранспортных машин» (1959). Результатом формирования теоретических основ курса явилась монография С.Ф. Орлова «Теория и применение агрегатных машин на лесозаготовках» (1963). В ней подведены итоги многолетних исследований лесотранспортных машин, обоснованы принципы выбора их параметров и изложен единый метод решения задач общей динамики машин.

С 1944 г. на кафедре тяговых машин формируется новое научное направление по созданию специальных лесных машин для механизации лесозаготовительного и лесохозяйственного производств.

Первоначально разрабатываются теоретические основы проектирования специальных трелевочных тракторов. В 1946 г. учеными ЛТА в содружестве с Кировским заводом был собран первый прототип специального трелевочного трактора. В создании и испытаниях прототипа трактора принимали участие сотрудники кафедры и студенты старших курсов. В 1948 г. руководителю работ С.Ф. Орлову совместно с конструкторами Кировского завода было присвоено звание лауреата Государственной премии.

Серийный трелевочный трактор КТ-12 воплотил все основные качества, позволяющие осуществлять трелевку древесины в полупогруженном состоянии, сбор хлыстов или деревьев лебедкой, смонтированной за кабиной, погрузку сформированного пакета при помощи щита. Трактор имел газогенераторный двигатель с подогревательным устройством и впереди расположенную кабину тракториста, что позволяло размещать технологическое оборудование и часть пачки древесины на раме фактора за кабиной.

Внедрение трелевочных тракторов в лесную промышленность ознаменовало качественно новый уровень развития механизации работ в лесу. Трелевочный трактор стал универсальной машиной, выполняющей трелевку и погрузку деревьев или хлыстов. Трелевочные тракторы с различными лесохозяйственными орудиями осуществляли подготовку почвы под лесные культуры.

Научное направление по теоретическому обоснованию параметров перспективных лесных машин, созданию прототипов таких машин и их внедрению непрерывно развивалось. Над этой проблемой работали коллективы кафедр тяговых машин (руководитель — проф. А.М. Гольдберг), проектирования специальных лесных машин (руководители — проф. С.Ф. Орлов и доц. И. А. Лавров),эксплуатации и ремонта (руководитель — проф. В.Б. Прохоров).

Основой развития этого направления является непрерывное совершенствование моделей гусеничных трелевочных тракторов. Эти работы ранее проводились совместно с Минским, а с 1956 г. — с Онежским тракторным заводом (ОТЗ). Онежский трактор ТДТ-40М получил широкое распространение у нас и за рубежом. Результатом совместной работы с Онежским заводом явилась новая модель трелевочного трактора ТДТ-55, которая была поставлена на серийное производство и выпускалась несколько десятилетий.

К 1956 г. за десятилетний период массового выпуска тракторов основные вопросы рациональной компоновки трактора, обоснования выбора его параметров и узлов, были разрешены; накопился и значительный опыт эксплуатации тракторов. Разработка мер дальнейшего совершенствования трактора приводила к необходимости глубокого его изучения в производственных условиях. С этой целью группой сотрудников кафедр, аспирантов и студентов лесомеханического факультета под руководством С.Ф. Орлова и A.M. Гольдберга проводились исследования тяговой и общей динамики трактора, обоснования различных методов транспортировки древесины, эксплуатационных и нагрузочных режимов работы трактора.

Исследования предшествующих лет были посвящены вопросам тяговой и общей динамики трактора, но не вскрывали оценки эксплуатационных режимов его работы. Вместе с тем при модернизации существующих и создании новых машин необходимо иметь обоснованные представления о режимах их эксплуатации.

Систематизация статистических данных и их анализ методами вариационной статистики позволили установить количественную характеристику эксплуатационных режимов, обосновать технические решения и эксплуатационные мероприятия, направленные на повышение производительности и надежности машин. Эти данные оперативно использовались Головным специализированным конструкторским бюро (ГСКБ) ОТЗ для подготовки трактора ТДТ-55А и его модификации к серийному производству.

Теоретическим и экспериментальным исследованиям лесотранспортных машин посвящены 3 докторских (С.Ф. Орлов, A.M. Гольдберг, В.Б. Прохоров), 24 кандидатских диссертации и свыше 200 печатных работ и авторских свидетельств, опубликованных в послевоенные годы (до 1978 г.).

Накопление данных об эксплуатационных режимах работы трактора позволило перейти к новому этапу — теоретическому и экспериментальному исследованию нагрузочных режимов трансмиссий (Г.М. Анисимов). Эти исследования были начаты в 1964 г. совместно с работниками ГСКБ ОТЗ. Материалы исследований использовались ГСКБ для уточнения расчетов, разработки мер по снижению динамических нагрузок и для программирования стендовых испытаний.

Коллектив кафедры тяговых машин под руководством проф. A.M. Гольдберга провел длительные исследовательские испытания тракторов ОТЗ в различных лесопромышленных регионах Северо-Запада России.С 1965 по 1971 г. в различных производственных и полигонных условиях исследованы, типизированы, систематизированы и классифицированы нагрузочные режимы трансмиссии гусеничных лесопромышленных тракторов ОТЗ, разработана теория прогнозирования и снижения динамической нагруженности трансмиссии. Впервые разработана теория оптимизации параметров демпферов для гашения крутильных колебаний трансмиссии. По результатам исследования Г.М. Анисимовым в 1975 г. опубликована монография «Условия эксплуатации и нагруженность трансмиссии трелевочного трактора».

В 1983 г. заведующим кафедрой лесных гусеничных и колесных машин (новое название кафедры тяговых машин) был избран проф. Г.М. Анисимов. Основными научными направления кафедры в 80-90-х годах оставались обоснование параметров и технических решений, оптимизация режимов работы гусеничных и колесных лесопромышленных тракторов с целью повышения их эксплуатационной эффективности.

С 1960 по 1998 г. коллектив кафедры проводил исследовательские испытания в производственных условиях макетных, опытных и серийных образцов гусеничных и колесных лесосечных машин. Большой вклад внесла кафедра в решение крупных научно-технических проблем, имеющих важное народно-хозяйственное значение.

В 1985 г. проф. Г.М. Анисимов предложил, обосновал и развил фундаментальную теорию модульной системы машин для гибкой технологии лесозаготовок, которая по своей концепции опережает зарубежные научные разработки и является теоретической основой создания системы машин для перспективных лесных технологий.

К 1998 г. были окончательно сформированы несколько новых концепций взаимодействия трелевочной системы с трелевочным волоком, смысл которых изложен в монографиях Г.М. Анисимова и Б.М. Большакова «Новые концепции теории лесосечных машин» и «Основы минимизации уплотнения почвы трелевочными системами». Результаты исследований легли в основу докторской диссертации Б.М. Большакова (1998).

В 1994 г. проф. Г.М. Анисимову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, в том же году он был избран действительным членом (академиком) Российской академии естественных наук (РАЕН). Позднее академиками РАЕН были избраны М.Ф. Семенов и A.M. Кочнев.

В период с 2001 по 2005 гг. кафедрой заведовал проф., д.т.н. А.М. Кочнев.

С 2005 года и по настоящее время кафедрой руководит проф., д.т.н. Б.Г. Мартынов.

WordPress Lessons