История создания кафедры СТЛ · Лесотехнический университетЛесотехнический университет
Приемная комиссия:
+7 (812) 670-92-97

Пн - Пт — с 10.00 до 17.00
E-mail:
pricomlt@mail.ru
Отдел делопроизводства:
+7 (812) 670-92-46

E-mail:
public@spbftu.ru
Пресс-служба университета:
+7 (812) 670-93-55
E-mail:
pr@spbftu.ru
Лесотехнический университет > История создания кафедры СТЛ

История создания кафедры СТЛ

Осенью 1919/20 учебного года в Лесном институте Петрограда было принято решение об организации на вновь открытом Лесотехнологическом факультете кафедры сухопутного транспорта леса (СТЛ). Это не была новая идея, ее диктовали крайне тяжелые условия войны.

В Лесном институте, где велась подготовка специалистов по разведению и сохранению лесов, еще до первой мировой войны была введена дисциплина лесная технология, и было отмечено, что необходимо выделить ее в самостоятельный раздел науки, в котором кроме способов лесозаготовки необходимо изучать устройство лесных дорог и сплавных путей.

До начала войны в промышленно развитых районах уже были построены первые лесовозные железные дороги. Война значительно увеличила потребность страны в древесине, как источнике тепла, и стали очевидны и отсутствие дорог в массивах лесозаготовки, и отсутствие специалистов для строительства таких дорог.

Деканом факультета, профессором Н.Н. Павловским на должность  заведующего новой кафедрой сухопутного транспорта леса были рекомендованы три кандидата, профессоры: Г.Д. Дубелир, В.О. Вяземский и А.М. Фролов. По итогам голосования профессора Г. Д. Дубелира избрали на должность первого заведующего кафедрой СТЛ.

За 95 лет ее существования кафедру СТЛ возглавляли шесть заведующих. Профессор Г.Д. Дубелир возглавлял кафедру СТЛ первые 10 лет.

В 1929 году кафедру возглавил его ученик Д.А. Попов, который руководил кафедрой 26 лет, по 1955 год. Затем 13 лет в период с 1955 по 1968 год кафедрой руководил уже его ученик Корчунов Н.Г.

Далее 14 лет в период с 1968 по 1982 год кафедру возглавлял также ученик Г.Д. Дубелира Б. А. Ильин.

Четыре года, с 1982 по 1985 кафедру возглавлял Л.В. Петровский.

И самый длительный срок с 1985 по 2014 год до проведения реорганизации кафедр ЛИФ, кафедру СТЛ возглавлял ее последний заведующий Э.О.Салминен.

Заведующие кафедрой СТЛ

Григорий Дмитриевич Дубелир родился в августе 1874 года в Санкт- Петербурге в семье военного врача. Сначала закончил в Москве реальное училище, затем первый курс МатМеха Петербургского университета, перешел  в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения, который закончил в 1898 году. После завершения обучения он работал на изысканиях, строительстве и эксплуатации железных дорог, принимал участие в постройке электрических подъездных путей в Лодзь-Згерж и Лодзь-Пабианица, а также в работах по изысканию и проектированию трамвая в городах Царицын и Смоленск.

В 1905 году в Киевском политехническом институте начинается первый этап его преподавательской деятельности в должности профессора кафедры путей сообщения, где читал новые дисциплины:»Обыкновенные дороги» и «Планировка городов». В 1908 году он защитил диссертацию и получил ученую степень адъюнкта строительного искусства. В этот период он руководит в Киеве первыми в стране опытами строительства грунтовых дорог с помощью грейдеров,  а также строительством  четырех мостов через Днепр и подъездных путей к ним

С 1916 года начинается Петроградский этап его педагогической деятельности. Он избирается профессором на вновь организуемую кафедру шоссейных и грунтовых дорог при Петроградском институте инженеров путей сообщения (ИИПС) где читает курс лекций «Военные дороги» и и как председатель Технического Совета курирует постройку грунтовых дорог на Кавказе и Приамурье.

В 1919 году Петроградский лесной институт создает кафедру СТЛ, и ее заведующим избирается Г.Д. Дубелир, продолжая параллельно работать ИИПС. В 1928 году, в связи с его назначением деканом автомобильного дорожного факультета ИИПС, он оставляет работу в лесном институте. За время работы в лесном институте им было опубликовано 7 работ, посвященных лесному транспорту.

Ученая степень доктора технических наук была ему присуждена по совокупности работ в 1936 году без написания и защиты диссертации.

Г.Д. Дубелир создал науку изыскания трассы автомобильной дороги, ее проектирования, строительства  и эксплуатирования, изложив результаты исследований в статьях и книгах. Он принимал участие в разработке плана ГОЭЛРО, разрабатывал вопросы электрификации Западной Сибири.

Под его руководством подготовили и защитили кандидатские диссертации десятки специалистов, в том числе его приемник на посту заведующего кафедрой СТЛ Д.А.Попов.

10 сентября 1942 года Г.Д. Дубелир скончался на 68 году жизни.

Вторым заведующим кафедрой СТЛ стал Попов Дмитрий Алексеевич, который родился в 1897 году в городе Ялта в семье инженера.

С 10 лет судьба связала его Петербургом: он воспитывался в Гатчинском закрытом учебном заведении. В 1914 году Д.А. Попов поступил в Петербургский ИИПС, по окончании которого работал на Забайкальской железной дороге.

В 1925 году он вернулся в Ленинград и поступил в аспирантуру на кафедру СТЛ Ленинградского лесного института.

Д.А. Попов возглавил кафедру в 1929 году и руководил ей по 1955 год. Параллельно с этой работой он занимался организацией и становлением вновь созданного Лесоинженерного факультета (ЛИФ), где параллельно с заведыванием кафедрой СТЛ работал деканом в трудный период послевоенного восстановления и города, и учебной работы с 1947 по 1955 год. Его считают организатором лесоинженерного образования в лесных ВУЗах страны.

Д.А. Поповым был разработан первый учебный план подготовки инженеров по механизации лесозаготовок и транспорту леса, а также создан  первый учебник «Сухопутный лесотранспорт», за который в 1943 году ему была присуждена ученая степень доктора технических наук.

Под его руководством была создана грунтовая лаборатория, которая использовалась, как для учебных, так и для научных целей. Из-за болезни он оставил в 1955 году пост заведующего кафедрой  передав  руководство одному из учеников и последователей , но даже будучи тяжело больным, совместно с коллегами продолжал методическую работу кафедры. Его научные интересы касались проблем транспортного освоения Сибири, им были обоснованы предложения по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и дороги Ивдель-Обь.

Под его руководством было выполнено и защищено более 20 кандидатских диссертаций, и его ученики возглавили кафедры СТЛ в лесотехнических институтах страны, а в Ленинграде в ЛТА кафедру после него возглавляли его ученики Н.Г. Корчунов и Б.А. Ильин.

Он был награжден государством орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.

В период с 1955 по 1968 год заведующим кафедрой СТЛ был Корчунов Николай Григорьевич. Он родился в мае 1901 года в крестьянской семье в Калужской области.

В юности он был вынужден одновременно работать и учиться, а в 1923 году по путевке Губернского отдела Союза строительных рабочих поступил в Московский лесотехнический институт, который в 1925 году был присоединен к Ленинградскому лесному институту. Его в 1929 году Н.Г. Корчунов закончил, получив квалификацию инженера технолога по лесотранспорту.

В 1930 году начинается его педагогическая деятельность в Ленинградской лесотехнической академии в должности ассистента кафедры СТЛ. В 1935 году он становится соавтором Д.А. Попова в созданном  учебнике «Сухопутный лесотранспорт».

В 1941 году Н.Г. Корчунов  под руководством Д.А. Попова подготовил к защите кандидатскую диссертацию, но из-за начала войны ее защита состоялась только в 1944 году в Уральском лесотехническом институте.

С начала  войны он руководил строительством укрепительных сооружений в пригородах Ленинграда. Вернувшись из эвакуации  в период с 1945 по 1947 год он работал деканом Лесоинженерного факультета. В этот трудный послевоенный период им была выполнена большая работа по восстановлению факультета и организации его работы.

В послевоенные годы в связи с широким внедрением на вывозке древесины тяжелых автомобилей Н.Г. Корчунов уделяет большое внимание созданию новых конструкций дорожных одежд из местных грунтов, укрепляемых отходами лесохимических производств. Благодаря этим исследованиям была создана лаборатория по проблемам механизации лесозаготовок.

Ученое звание профессора Н.Г. Корчунов получил в 1961 году.

Из-за болезни и смерти Н. Г. Корчунова кафедру СТЛ в 1968 году возглавил Ильин Б.А., еще один ученик Д.А. Попова

Борис Афанасьевич Ильин родился в июле 1907 года в Тамбовской области в семье крестьянина. Закончив школу в Мичуринске, и затем в 1926 году лесную Ленинскую школу, проработав 2 года помощником лесничего в Новгородской области, в 1928 году он поступил учиться на факультет механизации лесоразработок и транспорта ЛТА, и в 1932 году закончил обучение.

Первый этап его научного пути длиной 19 лет был связан с проблемами лесоэксплуатации в институтах Гипролестранс, Главсевзаплес, Ленлес и Гипродрев.

Его педагогическая деятельность началась в 1951 году во Всесоюзном заочном лесотехническом институте (ВЗЛТИ) и продолжалась с 1965 по 1999 год уже в ЛТА.

Ученое звание доцента Б.А. Ильин получил в 1958 году, в 1965 году по совокупности научных трудов он защищает докторскую диссертацию. В 1968 году уже в ЛТА ему присуждается звание профессора, и он избирается на должность заведующего кафедрой СТЛ, которую он возглавлял по 1982 год.

Он читал на кафедре СТЛ три дисциплины: » Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог», «Теоретические основы проектирования лесовозных дорог» и «Теоретические основы эксплуатации лесовозных дорог».

Под его руководством в Лисинском учебно-опытном лесхозе был построен учебно-опытный дорожный полигон, создана лаборатория по автоматизации проектирования и компьютерные классы. Результаты его исследований были опубликованы в книгах «Проектирование и организация лесозаготовительных предприятий», «Теория проектирования лесовозных дорог», «Обоснование параметров и размещение путей лесотранспорта».

На фотографии коллектив кафедры СТЛ под руководством Б.А. Ильина в 1981 году

Под его руководством было защищено 15 кандидатских диссертаций и две докторские диссертации. За период научной деятельности им было опубликовано 175 научных работ, в том числе 42 книги.

 Он проработал на кафедре СТЛ до 92 лет, награжден знаком «Изобретатель СССР», пятью медалями, ему принадлежат четыре изобретения и В 1996 году он был избран почетным академиком Академии Естественных наук России, а в 1997 году получил звание «Заслуженный работник высшего образования России».

1 ряд – слева — направо: Бессараб Г.А., Салминен Э.О., Ильин Б.А., Вахрушева А.Ф., Грехов Г.Ф., Петровский Л.В.2 ряд – Тюрин Н.А., Яблочкин А.А., Суворова Н.А., Борозна А.А., Касперович Н.К., Леонтьев М.Н., Ковалев Р.Н. 3 ряд – Волынец А.И., Ильичев С.В., Галахин В.И., Язов В.Н., Израилит А.А., Дементьев М.А

Пятым заведующим кафедрой СТЛ в период с 1982 по 1985 год был Людвиг Викторович Петровский.

Он родился в феврале 1926 года в крестьянской семье в селе Новополье Минской области.

Работать начал в эвакуации с 16 лет в Пермской области на лесозаготовках, вернулся в Белоруссию после войны в 1947 году и работал в леспромхозе Затем обучение в Москве на ФПК и работа в Кировской области начальником лесопункта.

В 1957году Л.В. Петровский поступает на лесоэксплуатационный факультет ЛТА и заканчивает его с отличием в 1960 году. Затем он поступает в аспирантуру. Параллельно начинается его педагогическая деятельность на кафедре начертательной геометрии и графики. Затем с 1965 года 5 лет он работает начальником учебного отдела ЛТА и еще 5 лет — проректором по вечернему и заочному обучению. В период с 1974 года по 1982 год работал проректором ЛТА по учебной работе и руководил работами по оснащению аудиторий техническими средствами обучения. В 1969 году он защитил кандидатскую диссертацию.

В1982 году его назначают на должность заведующего кафедрой СТЛ, которую он занимал до 1985 года и оставил по болезни.

Его научные интересы относились к разработке конструкций лесовозных дорог с покрытиями из плит. Основная читаемая дисциплина им была » Дорожно-строительные машины».

За заслуги в работе Л.В. Петровский награжден орденом «Знак почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., пятью медалями и знаком «За отличные успехи в работе Высшей школы СССР».

Шестым и последним заведующим кафедрой СТЛ был Салминен Ээро Ойвович. Он родился в октябре 1936 года в городе Петрозаводске в семье служащих.

В 1951 году он поступил на лесодорожное отделение Карело-Финского лесотехнического техникума, которое с отличием закончил в 1955 году. Затем он был направлен для продолжения учебы в Ленинград в ЛТА, где Э. О. Салминен  учился на Лесоинженерном факультете, который успешно закончил в 1960 году. После окончания учебы он работал в леспромхозе в Карелии. В период с 1962 по 1965 Э.О. Салминен продолжил учебу в аспирантуре ЛТА. Его преподавательская деятельность началась в 1969 году там же на кафедре СТЛ. Ученую степень кандидата технических наук он получил в 1971 году.

С 1975 года он возглавил на кафедре новое направление, впоследствии ставшее его основным научным и методическим направлением работы: «Автоматизация проектирования лесовозных дорог и применение ЭВМ в учебном процессе». Под его руководством была создана лаборатория систем автоматизирования проектирования.

На протяжении 16 лет он работал проректором академии по учебно-методической работе.

Им опубликовано 300 печатных работ, четыре учебника, под его руководством 10 аспирантов защитили кандидатские диссертации, а трое впоследствии защитили докторские диссертации.

Э.О. Салминену присвоен ряд почетных званий, его деятельность оценена на международном уровне: член-корреспондент МАИ, действительный член ПАНИ, Почетный работник Высшего образования, Заслуженный работник Лесной промышленности, Почетный доктор Хельсинского университета.

В 1985 году он возглавил кафедру СТЛ и руководил ей до конца учебного года 2013/2014, когда было принято решение о реорганизации кафедр СТЛ и ВТЛ и гидравлики в объединенную кафедру промышленного транспорта в составе ЛИФ

Коллектив кафедры в 2004 году. Слева направо: 1й ряд: Бессараб Г.А., Грехов Г.Ф., Борозна А.А., Салминен Э.О., Вахрушева А.Ф., Язов В.Н.; 2й ряд: Кочанов В.В., Гладков Е.Г., Тюрин Н.А., Никитина И.С., Клименко Ю.С., Громская Л.Я.; 3й ряд: Постникова И.А., Антонен А.В., Коваленко В.Н, Коваленко Т.В., Симанова Н.В

Отмечая его огромные заслуги  в деле развития учебного процесса и науки кафедры СТЛ, особо необходимо отметить его бережное отношение к коллективу руководимой им кафедры, который в трудных условиях реорганизации высшего образования, он сумел сохранить в неизменном составе до последнего дня руководства кафедрой.

Ему принадлежит заслуга не только в идее проведения празднований столетия создания кафедры, но и лидерская роль в период организации мероприятий торжественного празднования юбилея.

Этапы развития кафедры СТЛ

В период своего создания в 1919 году кафедра не располагала никакой материальной базой. Ее начали создавать с наглядных пособий: альбомов типовых конструкций путей лесовозных дорог зимнего и круглогодового действия, прицепного состава, технологии строительства дорог.

На кафедре была создана грунтовая лаборатория, которая использовалась для учебных и научных целей. Одновременно были закуплены простейшие дорожные орудия и приборы для контроля качества строительства дорог.

Одновременно была создана лаборатория подвижного состава узкоколейной железной дороги, для которой во дворе 2-го учебного здания была проложена сеть железнодорожных путей со стрелочными переводами. Она располагалась в той части двора, который смотрел на Новороссийскую улицу. Было приобретено оборудование селекторной связи железной дороги, паровоз, мотовоз и вагоны различных типов и путевые ремонтные инструменты. В конце 50-х годов по указанию властей города лаборатория под открытым небом была ликвидирована.

В 50-е годы кафедра приобрела для учебных целей комплект дорожно-строительных машин (прицепной грейдер, бульдозер, скрепер, лесовозный автомобиль с роспуском, шнекороторный снегоочиститель на автомобиле ЗИЛ-157). Машины использовались для проведения лабораторных работ в период учебного года, а также на строительстве лесных автомобильных дорог в Лисинском учебно-опытном лесхозе при проведении учебных практик и для научных целей кафедры.

В послевоенное время на кафедре были разработаны конструкции нового типа покрытий для лесовозных дорог, получившие название дерево-грунтовых. Опытные участки с этими покрытиями были построены в 1956 году в Оятском леспромхозе, в 1957 году – в Лодейнопольском леспромхозе Ленинградской области.

На кафедре в период 1960-80 гг. проводились работы по созданию дорожных конструкций сборно-разборного типа для усов лесовозных автомобильных дорог и были построены опытные участки дорог.

В период с 1955 по 1962 год  на основании исследований по созданию дорожно-строительных материалов из грунтов, укрепляемых вяжущими веществами были построены опытные участки покрытий из цементо- и известегрунта на лесовозной дороге Каджеромского леспромхоза.

В 70-е годы был разработан и создан в Лисинском лесхозе дорожно-испытательный полигон, где было построено около 30 опытных дорожных конструкций.

В этот период научной деятельности лаборатория дорожно-строительных материалов  уже имела полный комплект оборудования для исследования свойств вяжущих материалов, изготовления образцов из грунтов, укрепленных вяжущими, и для их всесторонних испытаний. В период с 1974 по 1980 год на кафедре также работала лаборатория керамических дорожно-строительных материалов.

Под научным руководством Г.А. Бессараба были выполнены исследования в области совершенствования конструкций и теорий прочностных расчетов дорожных конструкций, применяемых на лесовозных дорогах и исследования по методам дренирования оснований земляного полотна лесных дорог на болотах.

В 1978 году начала работу лаборатория автоматизированного проектирования лесных дорог и технологических процессов дорожного строительства, было разработано программное обеспечение по проектированию продольного профиля лесных дорог. Лабораторию возглавил В.Н. Коваленко, который руководил ей до последнего дня ее работы. Для обучения студентов было организовано обучение по системе автоматизированного проектирования продольного профиля лесовозных дорог КарНИИЛП.

Начатая еще под руководством проф. Ильина Б.А. разработка теории и практики транспортного освоения лесов была продолжена на основе научных средств и методов: геоинформационных систем, глобальных систем позиционирования, средств дистанционного зондирования земли.

Для повышения связи учебной и научной работы кафедры с производством и внедрением разработок по автоматизированному проектированию дорог в 1999 году при кафедре было создано малое предприятие МП «Энкип», а в 2000 году — ООО «Лесной Центр», которые возглавлял Э. О. Салминен.

Все годы руководства кафедрой он был ее центром в научной, методической и учебной работе. Все главные НИР кафедры в этот нелегкий для ВУЗа период  были реализованы благодаря его опыту, наработанным за годы связям и жизненной энергии, которой могли бы позавидовать молодые коллеги.

За время своего существования, кафедра СТЛ подготовила более 7 тысяч инженеров, бакалавров, магистров, в том числе более 60 для зарубежных стран.

Более подробно история кафедры СТЛ с иллюстрационным материалом изложена в подготовленной Э. О. Салминеном монографии, посвященной 100-летию кафедры.

WordPress Lessons