История создания кафедры ВТЛ и гидравлики · Лесотехнический университетЛесотехнический университет
Приемная комиссия:
+7 (812) 670-92-97

Пн - Пт — с 10.00 до 17.00
E-mail:
pricomlt@mail.ru
Отдел делопроизводства:
+7 (812) 670-92-46

E-mail:
public@spbftu.ru
Пресс-служба университета:
+7 (812) 670-93-55
E-mail:
pr@spbftu.ru
Лесотехнический университет > История создания кафедры ВТЛ и гидравлики

История создания кафедры ВТЛ и гидравлики

Для решения научных вопросов и создания лесосплавной техники и технологии в 1919-20 учебный год в Петроградском Лесном институте была начата подготовка специалистов по водному транспорту леса и лесомелиорации. В марте 1920 года постановлением, подписанным Председателем Совета Труда и Обороны В.И.Ульяновым (Лениным), «О сплаве дров и лесоматериалов по водным путям республики в сезон 1920 года» было создано государственное управление сплавом – «Союзлесосплав» в составе народного комиссариата лесной промышленности.

В этот же учебный год рамках вновь созданного Лесотехнологического факультета создаются две новые кафедры: гидравлики и гидротехники и водного транспорта леса, которые после завершения строительства Лесогидротехнической лаборатории впоследствии станут одной кафедрой ВТЛ и гидравлики в 1950 году.  Под этим именем кафедра проживет до лета 2014 года, когда под руководством ректора А. В. Селиховкина Ученый Совет ЛТУ примет решение о соединении двух кафедр СТЛ и ВТЛ и гидравлики в одну новую — кафедру промышленного транспорта.

А сто лет назад новые кафедры Лесотехнологического факультета Лесного института возглавили  профессор Н.Н. Павловский ( кафедра гидравлики и гидротехники) и профессор Б. Ю. Калинович ( кафедра водного транспорта леса). Кафедры были новые, не было оборудования, методического обеспечения, была война и голодный город, который нуждался в тепле и свете.

С приходом этих двух крупнейших специалистов на базе Лесного института начинается создание и развитие гидротехнической и лесотранспортной отраслей страны, и создается проект первого в стране и городе лабораторного комплекса — «Лесогидротехнической лаборатории». Проект лаборатории создает Н.Н. Павловский, а техническим руководителем по строительству и оборудованию назначается Леонид Александрович Наркевич.

Строительство лаборатории начинается в 1932 году и длится почти семь лет. Длительность проведения работ была связана с проблемами финансирования, которое четыре года велось только за счет средств созданного ранее ЦНИИЛесосплава, и только с 1935 года были выделены значительные инвестиции от Наркомлеса, что позволило уже в 1937/38 учебном году начать использовать лабораторию в учебном процессе. Лесогидротехническая аборатория стала уникальным в нашем городе лабораторным комплексом, оснащенным самым современным оборудованием для проведения исследований в области лесосплава, гидравлики и гидротехники.

Большую роль в строительстве и материальном обеспечении уникальной лаборатории принадлежит Алексею Николаевичу Лебедеву и Федору Кузьмичу Козьмину.

А.Н.Лебедев пришел на кафедру Водного транспорта в 1927 году. Он имел большой производственный опыт в области транспорта леса и обладал энциклопедическими знаниями. На основании собранного по всей стране материала в области технологии и терминологии водного транспорта леса он создал первый в нашей стране учебник по курсу «Водный транспорт леса».

Работая на кафедре, он параллельно до 1934 года был заместителем директора по научной работе ЦНИИЛесосплава, руководя оснащением «Лесогидротехнической лаборатории» Лесного института.. В 1934 году он окончательно переходит  работать в должности доцента на кафедру Водного транспорта леса и проводит большую работу по оснащению лесосплавной лаборатории учебными установками и измерительной аппаратурой.

Большая роль в оснащении оборудованием лесогидротехнической лаборатории также принадлежит выпускнику ЛИФ, заместителю декана ЛИФ, аспиранту кафедры водного транспорта леса и директору ЦНИИлесосплава в период с 1937 по 1939 год, затем заместителю Наркома Лесной промышленности СССР Федору Кузьмичу Козьмину.

Всего в истории кафедры, которую мы привыкли называть кафедра ВТЛ и Гидравлики, существует четыре этапа существования:

в период с 1919 по 1930 год -две кафедры:» гидравлики и гидротехники» и «водного транспорта леса»,

в период с 1930 по 1932год -три кафедры : «гидравлики», «гидротехнических сооружений», «водного транспорта леса»,

в период с 1932 по 1950 год — две кафедры:» гидравлики и гидротехники» и «водного транспорта леса»,

в период с 1950 по 2014 год  кафедра ВТЛ и гидравлики.

За время существования кафедр их возглавляли восемь заведующих:

Н.Н. Павловский с1919 по 1930 год возглавлял кафедру гидравлики и гидротехники, с 1930 по 1932 год — кафедру гидротехнических сооружений.

Б.Ю. Калинович с 1920 по 1950 год возглавлял кафедру водного транспорта леса

А.Н. Рахманов с 1930 по 1932 год возглавлял кафедру гидравлики, с 1932 по 1950 год — гидравлики и гидротехники, с 1950 по 1956 год — ВТЛ и гидравлики

И.П. Донской руководил кафедрой в период с 1956 по 1969 год

А.П.Сидоров руководил кафедрой в период с 1970 по 1973 год

М.М. Овчинников руководил в период1974 по 1978 год  и с 1992 года по 2002 год

В.И. Патякин руководил в период с 1978 по 1991 год

 А.Н. Минаев руководил в период 2002 по 2014 год

 

.Заведующие кафедрами

Первым заведующим кафедрой гидравлики и гидротехники был самый молодой академик в истории России Павловский Николай Николаевич. Его считают основателем отечественной научной гидравлической школы, которая зародилась в стенах именно Лесного института. Имя этого ученого знает весь гидравлический научный мир.

Николай Николаевич Павловский родился в декабре 1884 года в городе Орел, где в 1905 году с золотой медалью окончил Орловскую гимназию. В этом же году он поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который с отличием окончил в 1912 году.

Его педагогическая деятельность начинается в Петербурге в 1912 году в Лесном институте, где он начинает читать знаменитые лекции по гидравлике и гидротехнике .

В 1922 году Н. Н. Павловский издал монографию «Теория движения грунтовых вод под гидротехническими сооружениями и её основные приложения», в котором впервые напорная фильтрация рассматривалась как задача математической физики. В работе были предложены новые принципы проектирования гидротехнических сооружений, разработана теория напорного и безнапорного движения грунтовых вод. В 1924 году в возрасте 36 лет он была блестяще защищает эту работу в качестве докторской диссертации в Ленинградском политехническом институте.

С 1919 года профессор Н.Н. Павловский возглавляет  вновь созданный  Лесотехнологический факультет Лесного института. В 1931 году им подготовлен проект создания Лесогидротехнической лаборатории для обеспечения  научно-исследовательских работ по гидравлике, гидротехнике и водному транспорту леса, что впоследствии  в 1950 году соединило две кафедры в одну.

За время работы в нашем институте им были выполнены научные труды по вопросам неравномерного движения жидкости в открытых руслах,  по теории движения грунтовых вод под гидротехническими сооружениями, по расчету основных элементов гидросооружений.

 В стенах нашего института планировались и организовывались работы по гидромелиорации лесных земель, по проектированию дамб, плотин, мостов и водохранилищ.

В марте 1932 года Н. Н. Павловский  в возрасте 47 лет был избран действительным членом Академии наук СССР.

Являясь одним из руководителей проекта орошения «500 тысяч десятин Голодной степи», он разрабатывал новые приёмы гидравлических и гидротехнических расчётов сооружений. На основании результатов его исследований была составлена «Общая пояснительная записка», которая длительное время служила для инженеров основным руководством для всех гидротехнических расчётов. Ему принадлежит работа о намывных плотинах, ставшие классикой «Гидравлический справочник» (1924) и «Курс гидравлики» (1928). Эти книги создавались и экспериментально подтверждались опытами в стенах гидротехнической лаборатории, в библиотеке которой бережно сохранены его работы.

Н. Н. Павловский принимал участие в создании крупных гидротехнических сооружений страны — Волховской, Днепровской и Свирской  ГЭС в строительстве Московского метрополитена, участвовал в правительственных экспертизах по проблеме Большой Волги и по проекту строительства защитной дамбы Ленинграда от наводнений.

Николай Николаевич Павловский трагически погиб в мае 1937 года. Его короткая и яркая научная жизнь бережно сохраняется его учениками. Так на стене института Гидротехники, где он также работал в тридцатые годы, в благодарность за огромную  научную деятельность висит памятная мемориальная доска. Гидротехническая лаборатория ЛТУ, созданная по его проекту, с 2019 года  также носит его имя, а в лаборатории висит его портрет.

 Первым и единственным заведующим первой в стране кафедрой водного транспорта леса был Калинович Борис Юлианович

Он родился в 1887 году и в 1910 году окончил Петербургский Институт инженеров путей сообщения (ИИПС). Затем работал инженером в Управлении внутренних водных путей и занимался изучением методики ведения гидротехнических работ в европейских странах, свободно говоря на английском, немецком и французском языках. В период с 1917 по 1918 год он руководил гидротехническими работами на Мариинской, Тихвинской и Вышневолоцкой водных системах.

Педагогическую деятельность Б.Ю. Калинович начал в 1911 году в ИИПС, совмещая педагогическую и административную работу, с 1921 года занимает пост заведующего кафедрой внутренних водных путей. С 1920 года он одновременно становится заведующим первой в стране кафедрой водного транспорта леса Лесного института. В 1930 году Б.Ю. Калинович уходит из ИИПС и возглавляет работу во вновь созданном институте инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), где избирается первым деканом гидротехнического факультета.

Заведуя кафедрами в двух институтах, он много сил отдавал развитию лабораторной базы кафедры ВТЛ в ЛТА, подготовке педагогических и научных кадров, проводил большую научно-исследовательскую и учебно-воспитательную работу. Под его руководством был создан курс лекций по мелиорации лесосплавных путей, изданный как основной учебник для лесотехнических вузов.

В 1935 г. Б.Ю. Калинович защитил  докторскую диссертацию, а в 1936 г. ему было присвоено ученое звание профессора.

Во время войны, когда ЛТА находилась в эвакуации, он остался в Ленинграде и работал в ЦНИИМФ и Аварийно-спасательном управлении Военно-морского флота, исследовал влияние взрывов на суда и гидротехнические сооружения. За эти исследования ему были присвоены звания «Почетный работник морского флота» и «инженер-генерал-директор речного флота III ранга».

Его научная работа «Тросовые Опоры», в которой была изложена методика расчета тросовых опор гравитационного и анкерного типа для целей проведения лесосплава стала основой для выполнения проектных расчетов для производственных предприятий лесной промышленности.

Б. Ю. Калинович — автор более 90 научных и учебно-методических работ в области водных путей и гидротехнических сооружений. В число подготовленных им аспирантов входит его будущий  преемник на посту заведующего кафедрой: И.П. Донской.

В 1930 году из-за огромной занятости заведующего кафедрой гидравлики и гидротехники профессора Н.Н. Павловского, как проектировщика, эксперта, лектора и основателя института гидротехники, было принято решение разделить кафедру на две части гидравлики и гидротехнических сооружений, последней продолжил руководить Н.Н. Павловский.

На должность заведующего кафедрой гидравлики был назначен доцент, впоследствии профессор, Андрей Наумович Рахманов. А.Н.Рахманов родился в 1900 году в Петербурге. В 1917 после окончания школы поступил на гидротехническое отделение инженерно-строительного факультета Политехнического института. В 1922 году он был приглашен Н.Н. Павловским во вновь создаваемый институт гидротехники сначала как научный сотрудник, а затем на должность  профессора.

Он начал вести педагогическую работу в Лесном институте в 1920 году и закончил ее уже в ЛТА в 1963 году. В 1932 году Рахманову предлагают принять заведование и кафедрой гидротехнических сооружений с чтением лекций по курсам гидрологии и гидрометрии. Параллельно он заведовал кафедрой гидравлики в ЛИСИ, был профессором в ЛПИ. В 1938 году ему было присвоено звание профессора. В этот период времени под его руководством проводился большой объем исследований в гидравлических лабораториях ЛТА, ВНИИГ и ЦНИИ Лесосплава.

Его работы довоенного периода -это разработка схем гидроэнергетического использования Верхней Волги, Иртыша, Свири, Невы, Вуоксы и других рек. В период войны А.Н. Рахманов в должности зам.директора ВНИИГ по НИР исполнял обязанности директора в период с 1942 по 1946 год, руководил деятельностью Института в эвакуации и возвращением института в Ленинград, а также  проведением восстановительных работ.

В послевоенное время большое внимание уделял А.Н. Рахманов подготовке кадров высшей квалификации, работая одновременно в ЛТА и ВНИИГ, где он был в этот период заведующим лабораторией речной гидравлики с 1947 по 1974 год. Среди его учеников и последователей сотни известных ученых и инженеров, деятельность которых внесла значительный вклад в научные и инженерно-практические разработки в области гидравлики, гидротехники, гидроэнергетики, водного транспорта.

В 1950 году, после трагической гибели заведующего кафедрой водного транспорта леса Б.Ю. Калиновича, профессор А.Н. Рахманов был избран на должность заведующего уже объединенной кафедрой ВТЛ и гидравлики, которой он руководил по 1956 год.

В этот период им была создана научная школа водного транспорта леса. Только в стенах ЛТА под его руководством было защищено свыше 20 кандидатских диссертаций.

В послевоенный период он руководил и участвовал в разработке проектов Нивских ГЭС в Мурманской области, Беломорстроя, Волго-Балтийского водного пути, в экспертизе проектов крупнейших гидроузлов: Чирчикского каскада, Усть-Каменогорской, Куйбышевской, Светогорской (Энсо), Вилюйской, Колымской и многих других отечественных и зарубежных ГЭС.

Из-за большой загруженности в институте гидротехники, Политехническом институте и ИИВТЛ в 1956 году он оставил пост заведующего и сначала перешел на должность профессора, но в 1963 году полностью прекратил преподавание на кафедре ВТЛ и гидравлики ЛТА.

Он награжден двумя орденами «Трудового Красного знамени» и большим количеством медалей.

После ухода А.Н. Рахманова с поста заведующего кафедрой по его рекомендации руководство кафедрой было поручено его заместителю по направлению ВТЛ и ученику Б.Ю. Калиновича Донскому Ивану Петровичу.

Он родился в 1902 году городе Духовщине Смоленской области. Школу окончил в 1920 году и три года занимался организацией внешкольного образования. В 1922 году поступил в Петроградский лесной институт, который закончил в 1928 году, получив квалификацию инженера-мелиоратора. Работал по специальности до 1931 года, затем был приглашен  Н.Н.Павловским в институт гидротехники.

Его преподавательская деятельность началась в ЛТА в 1934 году, параллельно им выполнялись НИР в ЦНИИ лесосплава по механизации рейдовых работ. После войны в 1949 году он защитил кандидатскую диссертацию, в 1956 избран на должность заведующего кафедрой ВТЛ и гидравлики.

И. П. Донской, специалист в области водного транспорта леса, автор основного учебника по этой дисциплине.

В 1969 году он перешел на должность профессора кафедры и продолжал читать курс лекций «Водный транспорт леса» и руководил работами аспирантов.

В период с 1970 по 1973 год кафедрой заведовал доцент Андрей Петрович Сидоров.

Он родился в 1918 году. В 1937 году поступил учиться в ЛТА, с началом войны ушел в ополчение, демобилизовался в 1946 году. В период с 1948 по 1950 год работает в должности главного инженера ДОК в городе Фрунзе, затем главного инженера лесозаводов Ленинградской области. В этот период времени он заочно завершает образование во ВЗЛТИ и поступает в аспирантуру на кафедру ВТЛ и гидравлики ЛТА.

С 1954 года начинается его педагогическая деятельность на кафедре, где в 1961 году он защитил кандидатскую диссертацию и, получив через три года звание доцента, читал курсы лекций по гидравлике и гидравлическим машинам, руководил аспирантами, вел большую общественную работу.

Круг его научной деятельности был связан с гидравлическими расчетами регулирования порожистых участков лесосплавных рек. Под его руководством было подготовлено к защите свыше 10 научных работ аспирантов.

Он награжден орденом «Красной Звезды» и «Отечественной войны 2степени» и большим числом государственных медалей .

На посту заведующего кафедрой он проработал пять лет .

 

С 1974 по 1978 год обязанности заведующего кафедрой исполнял Овчинников Михаил Михайлович.

Он родился в 1930 году, в 1954 году с отличием закончил обучение в ЛТА и поступил в аспирантуру , после окончания которой в 1958 году началась его педагогическая деятельность на кафедре ВТЛ и гидравлики. В 1968 году он защитил кандидатскую диссертацию.

Параллельно с педагогической деятельностью он был секретарем партийной организации ЛТА, дважды в 1968 и 1988 годах избирался деканом ЛИФ, работал проректором по учебной работе.

В 1974 году он был назначен и.о.заведующего кафедрой. Это был первый период его руководства кафедрой ВТЛ и гидравлики.

К сфере его научной деятельности относились исследования по транспорту плотов в Волжско-Камском бассейне, которые стали основой докторской диссертации, которую он защитил в 1987 году, а в 1989 году получил звание профессора.

Он читал на кафедре курсы лекций по гидравлике и гидравлическим машинам, мелиорации лесосплавных путей, гидротехническим сооружениям.

В 1978 году заведующим кафедрой был избран по конкурсу Патякин Василий Иванович.

Он родился в 1935 году в селе Болтино Мордовской АССР. Школу закончил в 1954 году в Оленегорске, куда переехала семья, и поступил в Ленинградскую лесотехническую академию на ЛИФ, который закончил с отличием в 1959 году, получив диплом инженера-технолога по механизации и СТЛ.

По распределению поступил на работу в ЦНИИ лесосплава, где в 1968 году защитил кандидатскую диссертацию и перешел работать на должность зам. директора  по научной работе.

В 1978 году он был избран по конкурсу заведующим кафедрой ВТЛ и гидравлики ЛТА. В 1980 году состав кафедры и двух отраслевых лабораторий превышал 35 человек. На фотографии  показан коллектив преподавателей кафедры и сотрудников в 1980 году.

1979 году В.И. Патякин защитил докторскую диссертацию, а в 1981 году ему было присвоено звание профессора по кафедре ВТЛ и гидравлики. Его приход на кафедру оживил научную деятельность коллектива, была проведена реконструкция лаборатории, на 150 м2 увеличены помещения для размещения отраслевой лаборатории, экономический эффект НИР в период его руководства кафедрой ежегодно достигал 800 тыс. рублей.

Его считают основателем направления обезвоживания древесины в поле центробежных сил, под его руководством было создано НПО «ЦЕНТР» в городе Минск и Отраслевая научно-исследовательская лаборатория в составе НИЧ ЛТА, которая успешно работала весь период его руководства кафедрой.

Руководство кафедрой совпало с принятием решения Правительства об ограничении возраста работы преподавателей до 60 лет, что за один год значительно омолодило коллектив кафедры.

В период его руководства на кафедре было подготовлено и защищено свыше 30 кандидатских диссертаций, научным руководителем аспирантов был В. И. Патякин, также была полностью обновлена учебно-методическая база кафедры

В.И. Патякину было присвоено звание академика РАЕН, а в 1991 году за заслуги в научно-педагогической деятельности ему присвоили звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

Он руководил кафедрой до 1991 года, затем возглавил кафедру ТЛЗП и до последнего дня работал там.

 Слева направо: 1ряд: Сорокина А.А., Дмитриева И.Н., Овчинников М.М., Патякин В.И., Деметриадес И.К., Минаев А.Н., Мячин М.Ф., Зайцев А.А., Родионов П.М.; 2й ряд: Кныш Л.М., Борозна Г.М., Рыбакова Н.М., Пинес М.И., Рудаков И.С., Ли Цин Ся, Долгобородов Г.Н., Лазоришина О.М., Ревис И.Г.; 3й ряд: Смелов А.В., Шмелев В.И., Кузин А.А., Козик В.П., Марченко В.В., Милованов А.К., Явношан И.Ф., Базаров С.М., Орлов В.В., Евдокимов С.Т.

В 1992 году кафедру вновь возглавляет профессор М.М. Овчинников. В состав кафедры в этот период ее жизни были приняты новые молодые сотрудники. Коллектив кафедры в 2002 году показан на фотографии. Слева направо: 1 ряд: Калистратов А.В., Гумерова О.М., Овчинников М.М., Полищук В.П., Дмитриева И.Н., Беленов И.А., Сорокина А.А.; 2й ряд: Евдокимов Л.И., Минаев А.Н., Козик В.П., Григорьев Г.В., Шварц Д.М., Никитина М.И., Мячин М.Ф., Васильков А.О., Олофинский В.Б.

М. М. Овчинников был отличным методистом, много работал с аспирантами и молодыми преподавателями, умел заинтересовать и поддержать каждого сотрудника кафедры. Это было особенно важно в трудный период жизни высшего образования и научной деятельности как во всей стране, так и в ЛТА, когда сотрудники учебных заведений страны были вынуждены совмещать педагогическую деятельность с индивидуальным предпринимательством, безвозвратно уходя в коммерческие структуры.

 Его лекции по дисциплинам «Мелиорация», «Лесная гидродинамика», «Гидравлика и гидропривод»  были выверены и точны, как и у его научного учителя, А.Н. Рахманова. Часть его конспектов лекций сохранена в библиотеке кафедры ВТЛ и гидравлики.

В 1996 году он был избран действительным членом РАЕН по секции наук о лесе.

 Им опубликовано более 300 научных работ, ряд учебников, под его руководством защищено более 10 кандидатских диссертаций. За научные разработки он награжден 6 государственными медалями.

Последним заведующим кафедрой был Минаев Александр Николаевич

Он родился в поселке Сеймчан Магаданской области в 1945 году. В 1963 году закончил школу в Сестрорецке. Проработав год радиотехником, был призван в железнодорожные войска, где в период с 1964 по 1967 год участвовал в строительстве дорог Тюмень — Сургут, Ивдель — Обь, Абакан — Тайшет.

После возращения из армии он окончил вечернее отделение ЛМФ ЛТА по специальности инженер-механик в 1972 году. Затем работал инженером в НИЧ ЛТА.

Его педагогическая деятельность начинается в 1980 году, когда он был принят на должность ассистента кафедры ВТЛ и гидравлики.

В 1980 году А.Н.Минаев защитил кандидатскую диссертацию, в 1994 году — докторскую. В 1996 году А.Н. Минаев был утвержден в звании профессора, в этот же год получил звание Академика РАЕН.

В период с 1997 по 2012 год  он работал на должности декана ЛИФ, а с 2002 года по 2014 год возглавлял кафедру ВТЛ и гидравлики.

В 2011 году ему присвоено звание Заслуженного работника Высшей школы РФ.

А.Н. Минаев является видным ученым в области водного транспорта леса, гидротранспорта измельченной древесины по напорным трубопроводам.

Им подготовлено 6 аспирантов. Он награжден почетными знаками и медалями РФ. Автор 127 научных трудов, в том числе трех учебников.

После соединения кафедр СТЛ и ВТЛ и гидравлики в кафедру промышленного транспорта занимает должность профессора и является членом двух диссертационных Советов ЛТУ и САФУ

Этапы развития кафедры ВТЛ и гидравлики.

Обе кафедры – «Гидравлики и гидротехники», и «Водного транспорта леса», создавались впервые в стране для обеспечения энергоресурсами города и строящихся предприятий молодой Советской республики.

В стенах Лесного института коллективом сотрудников кафедры гидравлики и гидротехники под руководством Н. Н. Павловского были созданы проекты Волховской и каскада Свирских ГЭС в Ленинградской области и первый макет защитной дамбы города от наводнения.

В стенах Лесного института Н.Н. Павловским в 1922 году был разработан всемирно признанный метод электрогидродинамических аналогий (ЭГДА) – экспериментальный метод расчета фильтрации в пористой среде. Первый курс лекций по дисциплине «Гидравлика» был написан им в 1920 году, в 1929 году вышли первый учебник и знаменитый «Гидравлический справочник» Н. Н. Павловского. Часть этих книг с авторскими пометками сохранена в кафедральной библиотеке, а решением Совета ЛТУ и приказом ректора от 07.10.2019 года « В связи со столетним юбилеем создания кафедр СЬЛ и ВТЛ и гидравлики» гидротехнической лаборатории присвоено его имя и установлена памятная табличка на дверях лабораторного комплекса (аудитория 2-112).

Параллельно с работами кафедры гидравлики и гидротехники на кафедре водного транспорта леса под руководством Б.Ю. Калиновича велись работы по расчетным заданиям и организации строительства гидротехнической части Мариинской, Тихвинской и Вышневолоцкой водных систем.

В 1921 году Б.Ю. Калинович в стенах Лесного института пишет и защищает докторскую диссертацию на тему «Технико-эксплуатационные характеристики водного пути», которая легла  в основу для создания учебников по гидромелиорации, а монография «Судоходный шлюз и его расчет» стала главным справочным пособием для студентов и инженеров направлений гидротехники и водного транспорта леса. Им были подготовлены первые конспекты лекций по гидромелиорации рек и гидросооружениям водного транспорта леса.

Включившийся в этот же период времени в работы обеих кафедр А.Н. Рахманов совместно с Н. Н. Павловским начинал на кафедре гидравлики и гидротехники проекты гидроэнергетического освоения Волги, затем Камы, проводил исследования Волго-Донскому каналу, разработал схему гидротехнического использования Нижней Вуоксы.

Однако, все предвоенные годы эксперименты продолжают выполняться в созданной за период 1932-1937 годов  первой в стране Лесогидротехнической лаборатории, соданной по проекту Н.Н. Павловского.

Техническим руководителем проекта строительства лаборатории был назначен Л.А Наркевич, а лабораторным оснащением занимался Ф. К. Козьмин. В 1937/38 учебный год лаборатория начала полноценную учебную деятельность в новом втором учебном здании ЛТА. На фотографии 1940 года: за экспериментами в новой гидротехнической лаборатории Ф. К. Козьмин и Л. А. Наркевич проводят исследования в лотке с изменяемой геометрией дна.

В предвоенный период центр гидротехнических разработок перемещается во вновь созданный в 1931 году институт гидротехники.

В 1950 году кафедры были объединены вокруг лесогидротехнической лаборатории в одну с названием «Кафедра ВТЛ и гидравлики». Так она прожила 65 лет до лета 2014 года, когда была включена в состав новой кафедры промышленного транспорта.

Послевоенные 50-70-е годы характеризуются большими объемами научной работы по плотовому лесосплаву на предприятиях ЛПК Волжско-Камского бассейна. На фотографии показано создание модели пучка для проведения экспериментов по плотовому лесосплаву в лаборатории.

В учебном процессе, которым руководил в этот период времени уже выпускник ЛТА И.П. Донской, сотрудник института гидротехники, специалист по разработке и строительству деревянных плотин и разработчик ЦНИИ лесосплава технологии механизации лесосплавных рейдов, создаются учебники: «Водный транспорт леса» который становится первым и главным учебником по этому направлению обучения для всех лесных ВУЗов страны справочник по Водному транспорту леса и учебник по технологии и механизации работ лесосплавных рейдов.

В 1978 году на базе кафедры создается Отраслевая научно-исследовательская лаборатория комплексного освоения и использования лесных ресурсов с объемом ежегодного финансирования 100 тыс. рублей, а в 1979 году — Комплексная проблемная лаборатория древесных пластиков и смол. Это был период руководства кафедрой В. И. Патякиным, который после защиты докторской диссертации в 1979 году возглавил кафедру. Под его руководством была проведена реконструкция лаборатории и создано шесть дополнительных помещений для размещения сотрудников обоих лабораторий, было положено начало создания кафедральной библиотеки. За период его руководства длиной в 12 лет, кафедра подала свыше 50 заявок на изобретения, опубликовала более 300 статей, было защищено боле 20  кандидатских диссертаций.

Период девяностых годов стал трудным испытанием для кафедры ВТЛ и гидравлики и всего водного транспорта леса в стране. В частные руки была передана лесозаготовка и лесотранспорт, повсеместно в стране закрывались ЦБК, главные потребители больших объемов плотового лесосплава.

За этот период времени в бизнес ушло более половины сотрудников кафедры и отраслевых лабораторий, и ни один из них уже не вернулся  работать на кафедру.

Но к концу 90-х на кафедру пришло молодое поколение сотрудников из числа выпускников ЛИФ, и в гидротехническую лабораторию вернулась жизнь.

Возобновились научные исследования и работы аспирантов. На фотографии показано проведение опытов аспиранткойи О. М. Гумеровой в большом гидравлическом лотке под руководством доцента В.Б. Олофинского и при участии заведующего лабораторией В. П. Козика .

В последние 15 лет жизни кафедры ВТЛ и гидравлики, она повторила судьбу всей лесозаготовительной отрасли страны, для которой она готовила кадры. ЛПК страны практически потерял значимость, резко снизив свою долю в ВВП РФ до 0.5% по итогам 2018 года, и потеряв 6 мест в мировом лесоэкспорте.

Переход к индивидуальному предпринимательству остановил научную деятельность в направлении водного транспорта леса, который десятилетиями был ориентирован на значительные объемы лесосплава древесины по государственным заказам. Были закрыты практически все лесосплавные рейды европейской части страны, которые в том числе поставляли круглый лес на ЦБК. Последние также вынуждены были массово прекращать производство в первую очередь из-за нехватки сырья, а во вторую — из- за непрерывного роста его транспортной составляющей. Круглый лес от частных предпринимателей шел на экспорт, лишая регионы лесозаготовки рабочих мест и налогов.

Кафедру это сначала лишило НИР, затем началось резкое сокращение читаемых ею дисциплин. Так кафедра ВТЛ и гидравлики вошла в 2013/2014 учебный год, в конце которого закончился ее  славный 95 — летний путь по пути, проложенному гигантами  и основателями Н.Н. Павловским и Б. Ю.Калиновичем.

В состав объединенной кафедры промышленного транспорта кафедра ВТЛ и гидравлики вошла коллективом в количестве 12 человек, который за прошедшие четыре года сократилось втрое.

Однако, постепенно крупные производственные предприятия лесного комплекса страны столкнулись с проблемой поиска путей снижения транспортной составляющей в лесном сырье. И, например, регион Сибири уже вернулся к поставкам круглого леса в плотах в значительных объемах. По данным Ангаро — Енисейского региона эта цифра в 2018 году превысила три млн м3. Это дает основание надеяться, что в ближайшие годы может возникнуть  потребность в специалистах для восстановления лесосплавной отрасли страны и тогда в лабораторию гидравлики имени академика Н.Н. Павловского вернется прежняя бурная научная и учебная жизнь.

WordPress Lessons