Наука · Лесотехнический университетЛесотехнический университет
Приемная комиссия:
+7 (812) 670-92-97

Пн - Пт — с 10.00 до 17.00
E-mail:
pricom@spbftu.ru
Отдел делопроизводства:
+7 (812) 670-92-46

E-mail:
public@spbftu.ru
Пресс-служба университета:
+7 (921) 375-06-80
+7 (812) 670-93-55
E-mail:
pr@spbftu.ru

Наука

В научной работе кафедра русского языка  продолжает традиции классической русской филологической школы и  следует принципу преемственности в  научно-прикладной сфере обучения. В то же время  эта деятельность  соотносится с современными исследовательскими и образовательными тенденциями, направленными на формирование универсальных компетенций.

Основное  направление НИР кафедры на современном этапе связано с темой «Русский язык и коммуникация в цифровую эпоху». Ведущими в исследовании данной темы являются следующие аспекты:

— коммуникация в изменяющемся мире;
— современный русский язык и речевая культура в цифровую эпоху;
— речеведческие дисциплины в смешанном формате обучения;
— субъект цифровой коммуникации;
— традиции и инновации в филологии и образовании.

Работа по представленным аспектам не только предполагает изучение теоретических вопросов, но и, определяясь прагматикой процесса обучения в новых образовательных условиях, ориентируется на создание современных,   в том числе электронных,  учебно-методических материалов.

Ожидаемые результаты работы:

— научный анализ состояния русистики и методик преподавания лингвистических дисциплин в технических вузах на современном этапе развития образовательной системы;
— реализация исследовательских изысканий в создании учебных комплексов по дисциплинам, закреплённым за кафедрой русского языка;
— мониторинг образовательного процесса с определением эффективности использования инновационных технологий в реализации основных образовательных программ;
— проведение тематических семинаров, конкурсов, олимпиад и конференций, нацеленных на развитие и совершенствование навыков эффективной коммуникации обучающихся.

Промежуточные и итоговые результаты проделанной  работы обсуждаются на научно-методическом семинаре кафедры, внедряются в программы дисциплин, закреплённых за кафедрой, воплощаются в непосредственном процессе обучения: в лекционных курсах, в системе практических занятий и в организации самостоятельной работы  обучающихся. В ходе научно-методической и учебной деятельности, при  реализации программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры осуществляется многоступенчатая коррекция процесса обучения.

Основные положения научной работы периодически представляются преподавателями кафедры на конференциях и форумах всероссийского и международного уровней, отражаются в публикациях, зафиксированных в ведущих отечественных и зарубежных наукометрических базах.

I. Л.В. Лукьянова

  1. Константы и переменные лингвистического образования в лесном вузе (к юбилею кафедры русского языка СПбГЛТУ)// Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. СПб.: СПбГЛТУ, 2021. Т.237.С.299-315 (ВАК) https://spbftu.ru/publications/izvestia/archive/;
  2. Роль дисциплины «Ораторское искусство и риторика» в развитии лингвориторической компетенции магистрантов технического вуза// Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. №25-2. С.199-201. (РИНЦ) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44383402;
  3. Универсальная компетенция «коммуникация» в цифровую эпоху/Universal Competence “Communication” in the Digital Age// II All-Russian Scientific-Technical Conference «Digital Technologies in Forest Sector» 2021. Изд: IОP Publishing Ltd. 806 Р. 012020. (Scopus)

https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/806/1/012020

II. А.А. Балакай

  1. Балакай А. А. Наивные представления о лексикографии и формирование лексикографической компетенции на занятиях по русскому языку и культуре речи в техническом вузе // Язык. Культура. Этнос. Чтения памяти Э.Ф. и Ф.Г. Чиспияковых. сборник научных статей. Науч. ред. В. М. Телякова, отв. ред. И. А. Пушкарёва. Новокузнецк; Красноярск, 2021. С. 307-316.
  2. Балакай А. А. Гендерная маркированность русских комплиментарных обращений // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. Сборник научных трудов VII Международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2019. С. 39-43.
  3. Balakay A. Speech Characteristics of Modern Blogger (Based on the Material of Bloggers-embroiderers of Russian Videohosting YouTube) // East European Review. 2019. Т. 10. № 2. С. 293-303.

III. Н.А. Киселева

  1. Особенности смысловой интерпретации любви в русской философии рубежа XIX-XX веков. / Сборник научных трудов II Международной конференции «Актуальные аспекты фундаментальных и прикладных исследований» Вып.3. Орел: Орел ГУЭТ, 2016. С.168-170 (РИНЦ) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28837247

http://www.dslib.net/religio-vedenie/filosofsko-antropologicheskie-obrazy-i-smysly-ljubvi-v-russkoj-kulture-i-filosofii.html

  1. Воронкова И.Е., Киселева Н.А. Духовный смысл русской культуры и православие: историко-философское исследование // Философия и культура 2017. № 9. С.89 — 98.         (ВАК) URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23686
  2. Проблемы жизни и смерти в русской религиозно-философской антропологии (на примере творчества Л.Н. Андреева)//
    Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017.№ 5. С. 294-297. (РИНЦ)

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30767433

IV. О.А. Щербак

  1. Межкультурная коммуникация на интеруроке «Петербург как копилка впечатлений (из опыта работы с иностранными обучающимися) // XXV Междунар. науч.-методич.конф. СПб: ФГБОУВО «СПбГУПТД» 2020.  С. 275 — 278. (РИНЦ). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42508682
  2. Условия дистанционного обучения как символ коммуникативных  перемен: общение или коммуникация? (на основе опыта преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи») // В сб.: «Проблемы преподавания филологических дисциплин в новых образовательных условиях: материалы докладов XХVI Международной научно-методической конференция памяти Надежды Тихоновны Свидинской» 2021.  С.168 — 170 (РИНЦ)   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45710356
  3. Межкультурная коммуникация: проблемно-ориентированное обучение // Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе: материалы докл. и сообщ. XXVII междунар. науч.-метод. конф. Санкт-Петербург: ФГБОУВ «СПбГУПТД», 2022. С.167-169 (РИНЦ) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48308789

V. Е.Н. Басова

  1. Квест «Сессия» как одна из форм адаптации первокурсников // Заметки ученого. № 2. С. 136-140.  (РИНЦ)

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44831445;

  1. Организация онлайн-викторин в условиях дистанционного обучения в рамках дисциплины «Социально-ознакомительный практикум» // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 3. С. 49-54. (РИНЦ)

http://naukavestnik.ru/doc/2021/03/ ;

  1. Опыт реализации активных методов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в техническом вузе // сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование методики преподавания в техническом вузе». Воронеж. 2021. С. 80-85. (РИНЦ)

https://vgltu.ru/files/nauka/konf/2021/etg/sbornik_sovershenstvovanie_metodiki_prepodavaniya_07_06_2021_1.pdf

WordPress Lessons