Кафедра является одной из старейших технологических кафедр первого лесного вуза страны. В 1919 году, когда резко возросла потребность в древесине, как в стратегическом материале, были созданы кафедра «Сухопутный транспорт леса» и кафедра «Водный транспорт леса и гидравлика», выпускники которых внесли большой вклад в подъем разрушенной войной и революцией экономики страны. Позднее кафедры были объединены в единую кафедру «Промышленный транспорт».
С самого начала создания коллектив кафедры принимает активное участие не только в подготовке специалистов, подготовке учебников и учебных пособий, но и осуществляет практическую помощь производству, разрабатывает нормативную документацию, инструкции и практические руководства по строительству лесных дорог, вывозке древесины.
Сотрудниками кафедры впервые систематизированы требования к проектированию дорог с учетом взаимодействия автомобиля и дороги, составлены первые технические условия на сооружение дорог и мостов, разработаны нормы стока с малых водосборных бассейнов для расчета малых мостов и труб.
Первые экспедиции по разработке проектов освоения крупных лесных массивов возглавлялись сотрудниками кафедры, а в работе экспедиций принимали участие студенты Лесного института. Опыт работы этих экспедиций лёг позднее в основу создания проектного института Гипролестранс, связь с которым кафедра никогда не порывала.
Кафедра осуществляла практическую помощь в создании родственных кафедр в других лесотехнических вузах, большинство из которых возглавляются выпускниками кафедры лесотехнической академии.
Сотрудники кафедры с самого начала её существования не только готовили профессиональные кадры для лесной отрасли, но и явились создателями науки о лесотранспорте.
Кафедра всегда отличалась тем, что первой внедряла технические новинки, и новейшие методы и средства обучения. И сегодня кафедра находится на передовых позициях по внедрению систем автоматизированного проектирования, геоинформационных систем, систем глобального позиционирования, лесопромышленной логистики, использования продуктов и отходов промышленных производств в строительстве лесных дорог.
Научные разработки кафедры нашли широкое применение в отрасли. Переносные покрытия в виде деревянных, металло-деревянных, железобетонных плит и щитов, дерево-грунтовые покрытия, укрепление слабых грунтов продуктами отходами промышленных предприятий находят применение не только в лесной отрасли, но в нефтегазовой промышленности и других отраслях народного хозяйства.
Для внедрения в учебный процесс систем автоматизированного проектирования и геоинформационных систем, логистико-математического моделирования на кафедре создана специализированная лаборатория САПР и ГИС, оснащенная компьютерной техникой и специальным программным обеспечением. На базе этой лаборатории сотрудники кафедры и аспиранты создают новое программное обеспечение для использования на лесопромышленных предприятиях, на создаваемые программы получены свидетельства о государственной регистрации.
Кафедра принимала участие в исследованиях, финансируемых международной организацией «Создание Панъевропейской сети научных исследований для Международного центра лесной промышленности и лесного хозяйства» (1NTASS-94), а также «Создание базы данных по малым лесным предприятиям», финансируемой из средств ЕС по региональному развитию округа Сатакунта (Финляндия).
По заданию Минэкономики России сотрудниками кафедры разработаны принципы создания, методическое и программное обеспечение систем управления транспортно-технологическими процессами лесопромышленных предприятий на базе геоинформационных систем. Программное обеспечение позволяет определять оптимальные транспортные схемы доставки древесины потребителям, определять оптимальное размещение лесных терминалов.
Вместе с филиалами кафедра организовывала международные семинары по использованию телеметрических систем в лесном комплексе (г. Лодейное Поле); совместно с кафедрой информатики и информационных систем международную конференцию по Информационным системам и логистике (г. Санкт-Петербург), совместно с сотрудниками НПК «Русспромпремонт» участвовала с докладами на зарубежных семинарах по проблемам использования РВС – технологий и логистике (Финляндия).
Кафедра одна из первых стала активно использовать современные дистанционные образовательные технологии в учебном процессе. Громская Л.Я. участвовала в проекте DIGIFOR «Цифровая лесная педагогика», который реализуется в рамках программы приграничного сотрудничества Юго-Восточной Финляндии и России. Участниками проекта от Финляндии были: Университет прикладных наук Юго-Восточной Финляндии (ведущий партнер), Университет Восточной Финляндии. Участниками проекта от российской стороны были: Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
Сегодня на кафедре успешно работают профессор Тюрин Н.А., профессор Виноградов А.Ю., доценты Антонова Т.С., Борозна А.А., Громская Л.Я., Коваленко Т.В., Артемьев В.В., Зубова О.В., Григорьев Г.В., Калистратов А.В., ассистент Силецкий В.В.
Одновременно с развитием лесозаготовительного производства появлялась потребность в подготовке специалистов различного профиля. Если в начале становления кафедры студенты изучали только вопросы, необходимые для лесоводов по сухопутному транспорту, то в настоящее время на кафедре ведется подготовка бакалавров, магистров и аспирантов по различным направлениям.
Выпускники кафедры работают руководителями крупных лесопромышленных и лесотранспортных предприятий, руководителями строительных и дорожно-строительных организаций в лесном комплексе и на предприятиях транспортного строительства.
Многие выпускники с успехом трудятся на таких объектах, как окружная магистраль вокруг Санкт-Петербурга, на строительстве Олимпийских объектов, на строительстве и содержании дорог местного и Федерального значения. Многие из них награждены знаками «Почетный дорожник РФ».
В связи с введением в учебный процесс таких дисциплин как логистика, международные перевозки и таможенное право, выпускники кафедры трудоустраиваются логистами в логистических центрах и отделах логистики промышленных предприятий, в таможенных органах, организациях, занятых международными перевозками лесопродукции.
Официальная группа кафедры промышленного транспорта в Вконтакте